8 декабря празднует свой юбилей народная артистка России, легендарная и неповторимая Алиса Фрейндлих – ей исполняется 90 лет! «Исключительная работоспособность, самоотверженность, увлечённость ролью, беззаветное служение искусству и отличное чувство юмора!» – так говорил о ней её горячий поклонник, режиссёр Эльдар Рязанов. Лучше и не скажешь. И истории из жизни Алисы Бруновны тому подтверждение.
«МНЕ СНИЛСЯ СТРАШНЫЙ СОН...»
В детстве Алиса Фрейндлих мечтала об оперной сцене. «Моя тётя была студенткой консерватории и вышла замуж за сокурсника. Поэтому в нашей ленинградской коммуналке постоянно проходили всякие репетиции, распевки, все играли на рояле... А я бегала и всем мешала отдыхать перед спектаклями! – вспоминает актриса. – Когда мне исполнилось пять лет, тётя с мужем стали брать меня на дипломные спектакли. И меня так впечатлила опера «Евгений Онегин», что потом несколько дней подряд я пела всё услышанное, что запомнила, примеряла мамины наряды, представляя себя артисткой оперы, и ещё долгое время мне снился страшный сон, в котором «убитый» Ленский падает и скатывается в оркестр!» Со временем выяснилось, что у Алисы тоже неплохой голос – высокое меццо-сопрано – и идеальный слух. Казалось бы, вопрос с будущей профессией решён. Но тут в дело вмешался её отец – популярный в то время артист Бруно Фрейндлих. «Что тебе делать в опере с твоим росточком? Ты же будешь как муха на куличе. А если поступишь в театральный, там твои музыкальные способности и пригодятся», – сказал он дочери. Алиса, которая в те годы с большим удовольствием занималась в школьном драмкружке, решила последовать совету папы.
«ОНО ЕЩЁ И ИГРАЕТ!»
Девушка легко поступила в Ленинградский театральный институт, тем более что из драмкружка в приёмную комиссию передали записку такого содержания: «Обратите внимание на эту девочку!!!» Окончив театральный вуз с отличием, Фрейндлих стала актрисой Ленинградского драмтеатра имени Комиссаржевской, где ей предлагали в основном роли в амплуа травести. А затем перешла в Театр имени Ленсовета. Именно режиссёр этого театра Игорь Владимиров уловил специфику таланта актрисы, и вскоре Фрейндлих стала там примой. И женой режиссёра. Особенно трогала сердца зрителей её Гелена в постановке «Варшавская мелодия». И однажды на этом спектакле произошёл забавный случай. В декорациях было фортепиано, с которого Гелена в исполнении Фрейндлих должна была, по сценарию, вытирать пыль. И как-то раз лёгкий бутафорский инструмент не выдержал прикосновения женских рук и рухнул плашмя вниз с возвышения на сцене. Алиса закричала от страха и в зале тут же погасили свет... Через несколько минут свет включили. Фортепиано, пусть косо и криво, но стояло на своём месте, актриса как ни в чём не бывало продолжала порхать по сцене, но к коварному инструменту старалась не приближаться. И с ужасом думала о том, что в следующей сцене она должна петь своему сценическому избраннику любовную песню, «аккомпанируя» себе на том самом фортепиано. И вот пришло время сесть за инструмент... Фрейндлих осторожно попыталась открыть крышку, но её намертво заклинило! Её партнёр по сцене артист Анатолий Солоницин поспешил на помощь: двумя руками и коленом он оторвал крышку напрочь вместе с металлическими петлями. К счастью, все белые и чёрные клавиши оказались на месте. Актриса пробежалась по ним пальцами, звукорежиссёры тут же включили магнитофонную запись. И тут Фрейндлих не выдержала, расхохоталась, повернулась к зрителям и воскликнула: «Это ж надо! После такого оно ещё и играет!» Аплодисменты не смолкали несколько минут.
«РЯЗАНОВ ХРЮКАЛ ОТ УДОВОЛЬСТВИЯ!»
Ещё будучи студенткой, Фрейндлих сыграла небольшие роли в кино – в мелодраме «Неоконченная повесть» и драме «Таланты и поклонники». «Помню, впервые увидев себя на экране, подумала: «Какой кошмар!» Да и на съёмочной площадке все мне говорили: «У вас неправильная скульптура лица! Это очень затруднительно для оператора». Но вскоре я всех приучила к своим неправильностям – и операторов, и режиссёров, а затем и кинозрителей, – смеётся актриса. – И сейчас все говорят иначе: в кадре существует некая «магическая точка» Фрейндлих, которую просто нужно вычислить!» Роль в «Служебном романе» Алисе Бруновне предложили, когда в её активе было уже более 20 ролей в кино, но тем не менее, известной киноактрисой она не была... А её муж Игорь Владимиров вдруг завил, что категорически против того, чтобы Алиса играла в этом фильме. И Эльдару Рязанову пришлось отправиться к чете в гости и там добрых три часа уговаривать Владимирова отпустить актрису на съёмки. Наконец тот сдался, но с условием: «Чтобы только ничто в репертуаре театра не пострадало! Вот пускай мотается туда-сюда». «Что я и делала – несколько месяцев фактически жила в поезде», – говорит актриса. И всё это было не зря. В «Служебном романе» Фрейндлих продемонстрировала одно из самых впечатляющих по тем временам преображений в кинематографе. А ведь никаких компьютерных технологий тогда и в помине не было. «А ещё мы с Эльдаром вместе азартно бегали по костюмерным «Мосфильма» и искали для моей героини нелепые наряды. Например, тот самый мешковатый костюм пятидесятого размера, который должен быть мне страшно велик... Вы не представляете, как мы радовались, когда обнаружили весь этот кримпленовый ужас и башмаки со стучащими каблуками! – рассказывает Фрейндлих. – Конечно, мы и предположить не могли, какой будет результат. Но всякий раз, стоя за камерой, Рязанов просто хрюкал от удовольствия, видя, что и как мы играем». В кино актриса сыграла более 60 ролей. И у неё единственной есть Государственная премия за создание художественных образов, ставших классикой отечественного киноискусства.
«ЭТО ЖЕ РОЗЫГРЫШ!»
Коллега Алисы Бруновны актёр Олег Басилашвили уверяет, что с ней постоянно происходят забавные истории. И вспоминает одну из них. Как-то в 90-е годы они были на гастролях в США. И на прогулке по Лос-Анджелесу Фрейндлих обратилась к прохожему: «Сфотографируйте нас!» Американец был в чёрных очках и неприметной кофте и на просьбу актрисы отреагировал как-то странно: подошёл к Басилашвили, встал рядом с ним и стал позировать. Актёры начали жестами объяснять прохожему, что сфотографировать-то надо их, а не его вместе с ними... Американец закивал, сделал фото, а когда возвращал фотоаппарат, Алиса Бруновна вдруг покраснела... Оказывается, она выхватила из толпы самого Аль Пачино! «Мы растерялись и пока приходили в себя, Пачино успел скрыться, поэтому пообщаться с заокеанским коллегой не смогли», – смеётся Басилашвили. А на других гастролях в выходной день Алиса Бруновна каталась на лодке по Волге с другим коллегой – артистом Игорем Дмитриевым. И случайно уронила в реку свои любимые и жутко модные очки от солнца. И тут Дмитриев решил её разыграть и попросил местного школьника написать письмо такого содержания: «Дорогая артистка Алиса Фрейндлих! Мы, красные следопыты, очень вас любим! Вчера узнали, что вы потеряли в Волге очки. Их нашёл Вова Цаплин, сын кассирши с дебаркадера». Затем Дмитриев где-то отыскал старые и смешные сломанные старушечьи очки: стёкол нет, одна дужка резиновая, другая – из проволоки... Упаковал их в пакет и попросил отослать вместе с письмом актрисе. «Алиса Бруновна с волнением взяла конверт, с гордостью прочитала письмо следопытов вслух всей труппе, а потом, к всеобщему удивлению, достала очки… Вы бы видели её лицо! – хохоча любил вспоминать Игорь Дмитриев. – А через три дня я организовал ей новое письмо от «следопытов»: «Уважаемая Алиса Бруновна! Очки, которые мы вам послали, – не ваши. Выяснилось, что они кассирши с дебаркадера. Просим вернуть их обратно по адресу…» И только тут она сообразила, что это розыгрыш!»
«ОДНО СЛОВО — ДИСЦИПЛИНА!»
Алиса Фрейндлих была замужем трижды. У неё есть дочь Варвара, которая родилась в браке с режиссёром Игорем Владимировым. Варвара тоже стала актрисой, снимается в кино и играет в БДТ вместе со знаменитой мамой. У Фрейндлих двое взрослых внуков – Никита и Анна. Никита окончил Школу-студию МХАТ и стал кинопродюсером. «Бабушку я называю Кнопочкой или Гномиком, ведь у неё рост всего полтора метра, а у меня – почти два! – смеётся он. – Моя бабушка – умная, проницательная, добрая, скромная, тактичная. Этикет знает, наверное, даже лучше того, кто его придумал! А ещё она очень системный человек. Соблюдает режим: каждый день встаёт в одно и то же время, делает зарядку и ежедневно спит после обеда – набирается сил к вечернему спектаклю. И при этом успевает потрясающе готовить!» «Я называю всё это одним словом – дисциплина!» – серьёзно поясняет Фрейндлих. В свободное время Алиса Бруновна очень любит заниматься рукоделием. «В те времена, когда вообще ничего невозможно было купить, я себе для сцены из всяких почти ненужных побрякушек придумывала серьги, ожерелья. Однажды в каком–то журнале прочитала, что в Англии вошли в моду бусы из пуговиц. Я понаделала их тьму-тьмущую и все раздарила. В Вильнюсе на гастролях я обнаружила море красивейших пуговиц и стала скупать их просто мешками. А следом за нами приехал туда театр «Современник». А я тогда и мою подружку Галю Волчек тоже заразила этой страстью. Естественно, Галя пришла в магазин за пуговицами. Но ей сказали, что во всех окрестностях пуговиц нет, потому что их скупила Фрейндлих!» – смеясь рассказывает актриса.