7 июня Татьяне Друбич исполняется 65 лет. Она всегда была и остаётся одной из самых интеллигентных, очаровательных и харизматичных актрис нашего кинематографа. И это при том, что сама Татьяна Люсьеновна всегда говорит: «И всё-таки в первую очередь я профессиональный врач, а уж потом актриса». Впрочем, ипостасей у неё много...
САНИТАРКА СО ЗНАМЕНЕМ
Свои школьные годы Татьяна Друбич вспоминает с удовольствием. «Меня отдали в школу с углублённым изучением французского языка. Она была чудесная, с атмосферой. С театром народной французской песни, музеем и знаменем Парижской коммуны. А язык нам преподавали, как разведчикам!» – рассказывает актриса. В первом классе Таню выбрали санитаркой, и с тех пор она мечтала стать врачом – и никем другим. Став постарше, Друбич как одна из лучших учениц школы каждый год в День взятия Бастилии торжественно несла на линейке знамя Парижской коммуны. А на международных кинофестивалях все до сих пор поражаются, насколько свободно Татьяна Люсьеновна говорит по-французски. «А ещё у нас с папой был секрет. Когда мама уезжала в командировку, он разрешал мне прогуливать школу, и мы с ним шли в ресторан «Националь» завтракать. И папа всегда говорил: «Запомни, Таточка, так мы учимся любить красивые вещи!» – с улыбкой вспоминает актриса.
ЗВЕЗДА В РЕЙТУЗАХ
Как-то в Танину школу пришёл ассистент режиссёра с Киностудии имени Горького – искать девочку на роль в фильме «Пятнадцатая весна». И попал на репетицию хора французской песни, где эмоциональнее всех пела пятиклассница Друбич. Так Таня впервые попала на съёмочную площадку и сыграла первую любовь 16-летнего Героя Советского Союза Александра Чекалина. И сниматься ей... не понравилось! «На площадке я вдруг ощутила вес в руках и ногах, почувствовала сопротивление воздуха. Так же, как когда мне удаляли гланды! – рассказывает актриса. – А когда на премьере фильма я увидела себя на экране, то испытала такую неловкость, что сразу поняла: актрисой не буду ни за что!» Поэтому на пробы в картину «Сто дней после детства», куда девочку пригласили через два года, она пошла исключительно для того, чтобы легально прогулять школу – в тот день была какая-то контрольная. Режиссёр фильма Сергей Соловьёв был очень удивлён, когда увидел мрачную девочку в рейтузах с вытянутыми коленками, которая совсем не горела желанием сниматься. Но стоило Тане войти в кадр – и перед Соловьёвым предстала та самая героиня картины Лена Ерголина, которую он искал. Фильм получил премию Гостелерадио СССР, «Серебряного Медведя» на Берлинском кинофестивале, а Друбич стала лицом обложки журнала «Советский экран» с формулировкой «Лучшая актриса года».
ВРАЧ ИЗ ЖУРНАЛА
Когда Татьяна окончила школу, её позвала к себе на курс во ВГИК режиссёр Татьяна Лиознова. Но Друбич, верная своей детской мечте, пошла учиться на лечфак мединститута. Стала эндокринологом и устроилась работать в обычную районную поликлинику. При этом продолжала сниматься в кино: именно в те годы она сыграла в фильме «Асса» и картине «Десять нергитят». Говорят, что на тех съёмках она постоянно нервничала – очень переживала, что пропускает приёмы в поликлинике. А уж как удивлялись пациенты, когда приходили к ней на приём: заходят в кабинет, а там актриса с обложки журнала «Советский экран»! «Были случаи, когда люди, увидев меня, извинялись и, не веря своим глазам, выскакивали в коридор. Затем смотрели на табличку на дверях, где значилось: «Врач-эндокринолог Татьяна Друбич», и в недоумении возвращались», – хохочет актриса. Сейчас Друбич в поликлинике уже не работает, но уверена, что перестать быть врачом нельзя. «И я, конечно, постоянно доктора включаю и всех лечу!» – с улыбкой говорит она.
АННА ИЗ ВЕЖЛИВОСТИ
Татьяна Друбич сыграла в кино более 25 ролей, и каждая была по-своему успешной. У актрисы есть две премии «Ника»: за лучшую женскую роль в фильме Эльдара Рязанова «Привет, дуралеи!» и лучшую женскую роль второго плана в фильме «Последняя сказка Риты». А за главную роль в фильме «Анна Каренина» Татьяна Друбич получила приз «За лучшую Анну Каренину в XXI веке на мировом экране». Режиссёр картины Сергей Соловьёв так объяснял, почему он выбрал на эту роль именно Друбич: «В романе Толстого есть несколько длиннейших описаний Анны, которые ну просто описания Тани!» А сама актриса уверяет, что поначалу от этой роли отказывалась, а согласилась в результате исключительно из вежливости. «Ричард Гир как-то сказал Соловьёву, что, по его мнению, девяносто пять процентов актрис хотели бы заполучить роль Анны Карениной. Признаюсь, мне было приятно, что я попадаю в редкие пять процентов... Но Соловьёв меня так уговаривал, что мне просто неудобно было отказать», – говорит Друбич. Уже после премьеры фильма Татьяна Люсьеновна призналась, что вообще-то она хотела сыграть в этом фильме изначально. Правда, совсем другую роль. «Я видела себя в образе... Константина Левина! Очень бы он мне подошёл! Но Соловьёв не решился на такое распределение и в итоге «отдал» Левина Гармашу!» – с улыбкой говорит актриса.
Вскоре после премьеры в России «Анна Каренина» вышла и в англоязычном варианте в США. И американские зрители сделали картине самый лучший, по мнению Сергея Соловьёва, комплимент. «Есть полное ощущение, что Анну Каренину играет сама Анна Каренина, а не звезда, играющая героиню Толстого», – сказали они!», – с восторгом
рассказывал всем режиссёр.
БАБУШКА С ЧУВСТВОМ ЮМОРА
Через десять лет после съёмок фильма «Сто дней после детства» Татьяна Друбич и Сергей Соловьёв стали мужем и женой. Брак актрисы и режиссёра распался через семь лет, но оба они уверяли, что развод – это просто формальность. «Если бы не встреча с Сергеем, моя жизнь сложилась бы по-другому, – говорит Татьяна. – А причина развода? Даже не знаю, развод ли это. Жили мы действительно в разных домах, но работали вместе, и вообще, многое в жизни вместе...» «Мы с Таней вовсе не разведены. Просто это у нас форма брака такая. Подумаешь, свои закорючки в документе о разводе поставили!» – в свою очередь, говорил Сергей Соловьёв. Их дочь Анна стала пианисткой и композитором. У Татьяны Друбич есть две внучки. И младшая дочь Маруся, которая появилась на свет через несколько лет после развода с Соловьёвым. Имя отца девочки Друбич скрывает. Одна из последних по времени ролей Татьяны Люсьеновны в кино – роль бабушки в короткометражке «Переаттестация». По словам актрисы, кино для неё – вовсе не способ заработка. «Это просто мой скромный вклад в отечественную культуру», – говорит она. Однажды Друбич позвонила фотограф Екатерина Рождественская, чтобы пригласить актрису принять участие в своём знаменитом проекте «Частная коллекция». Это серия портретов знаменитостей, которых с помощью грима перевоплощали в персонажей живописных полотен великих художников. Рождественская поинтересовалась у Друбич, в каком образе ей бы хотелось быть запечатлённой. «В «Чёрном квадрате» Малевича!» – не задумываясь ответила актриса. «И вкус у вас отменный, и чувство юмора – и это отмечают все!» – смеясь ответила фотохудожница. Позже Друбич снялась в проекте Рождественской «Кинодивы» в образе Веры Холодной.