Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ВРЕМЯ, НАЗАД!
КАК РАССЧИТАТЬ ФОРМУЛУ ЛЮБВИ?
5
1
2
3
4
5
6
30 декабря 1984 года советские телезрители получили предновогодний подарок. На экраны вышла комедия Марка Захарова «Формула любви». Этот лёгкий, смешной, жизнеутверждающий фильм зрители полюбили сразу же: уже на следующий день песня «Уно моменто» и большая часть цитат ушли в народ. А Марк Захаров, кажется, открыл формулу хорошей комедии: замечательные артисты, дружелюбная атмосфера на съёмочной площадке и увлечённый режиссёр! Впрочем, понадобились и некоторые другие ингредиенты...

ПЕРЕПИСАННАЯ ИСТОРИЯ
Историю о графе Калиостро, которого случайно занесло в российскую глубинку, Марк Захаров вычитал у писателя Алексея Толстого. Правда, в повести со странным названием «Лунная сырость» знаменитый авантюрист Калиостро, он же Джузеппе Бальзамо, – настоящий злодей и жулик, который дурачит наивных провинциальных дворян. Толстой хотел высмеять склонность людей к суевериям и увлечение оккультизмом и мистицизмом. И сделал свою повесть довольно мрачной. Марк Захаров и его соавтор, драматург Григорий Горин, посмотрели на эту историю под другим углом. И в результате от повести остались, пожалуй, только действующие лица. Граф Калиостро из авантюриста превратился в романтика, остальные действующие лица тоже стали гораздо более симпатичными. Захаров и Горин не могли обойтись и без юмора – именно их перу принадлежат все фразы, которые потом ушли в народ, например: «А зачем нам кузнец? Нам кузнец не нужен!» Так мрачная драма постепенно превратилась в лёгкую и ироничную комедию о любви.

ТЕМПЕРАМЕНТНЫЙ ГРУЗИН
Марк Захаров обычно точно знал, кого хочет видеть в той или иной роли. Но чтобы воплотить обаятельного авантюриста графа Калиостро, нужен был особый типаж. Григорий Горин мечтал, чтобы графа сыграл Олег Янковский, но тот отказался – не захотел связываться с мистикой. Роль предлагали и Никите Михалкову – обаяния ему бы точно хватило, но времени на съёмки не оказалось. Поиски зашли в тупик, пока однажды Марк Захаров не посетил спектакль грузинского театра, гастролирующего в Москве. Актёр Нодар Мгалоблишвили, игравший Яго в «Отелло», показался режиссёру идеальной кандидатурой на роль. После спектакля режиссёр отправился в гримёрку актёра, для верности прихватив с собой министра культуры Грузии, и вручил ошеломлённому Нодару Александровичу сценарий. И... получил отказ! Мгалоблишвили, который говорил по-русски с сильным акцентом, поначалу испугался, что сыграет роль недостаточно хорошо. Но Захаров тут же нашёл выход: он пообещал переозвучить актёра. В результате в фильме мы слышим речь Армена Джигарханяна. Семён Фарада, сыгравший в комедии роль слуги графа, Маргадона, шутил: «Только в русском кино такое возможно – чтобы итальянского мистика изображал грузин, а озвучивал армянин!» Правда, эти съёмки для Нодара Мгалоблишвили прошли более экстремально, чем планировалось. А всё из-за великой любви темпераментного грузина к пению и... к женщинам! Однажды Нодар Александрович громко пел, сидя на подоконнике второго этажа. Проходившая мимо симпатичная незнакомка заслушалась и остановилась, а сам актёр засмотрелся на неё, выпал из окна и сломал ногу. Увидев главного героя в гипсе, Захаров схватился за голову... Но выход нашли. Актёр садился верхом на рабочего, и тот на четвереньках возил его, когда граф должен был ходить. А ноги Калиостро «сыграл» композитор Геннадий Гладков.

РИСКОВЫЙ ШУТНИК
Александр Абдулов появился в фильме случайно. Ни в повести Алексея Толстого, ни в первоначальном варианте сценария нет второго слуги графа, Жакоба. Но сценарий однажды попал в руки Абдулову и настолько понравился актёру, что тот захотел непременно сыграть в фильме! Горин и Захаров пошли ему навстречу и придумали ещё одного персонажа. И они не прогадали. Александр Абдулов стал настоящей душой этих съёмок, он напропалую шутил, подбадривал и развлекал коллег. И очень много импровизировал, чтобы сделать своего героя более живым. Например, сцена, в которой Жакоб внезапно снимает парик, – его идея. А ещё Абдулов был абсолютно бесстрашен и непременно хотел сам выполнять все трюки. Однажды это едва не закончилось трагически. Снимали вроде бы простую сцену – в кадре должна была проехать карета, запряжённая лошадьми. Абдулов вызвался ею управлять и сел на козлы. Но вдруг ни с того ни с сего лошади понесли. Карета перевернулась и упала в овраг. «На площадке повисла гробовая тишина. Все подумали о самом страшном, – вспоминал второй режиссёр Юсуп Даниялов. – «Саша, вы живы?!» – крикнул в рупор Захаров. «Жив!» – Абдулов выбирался из кустов невредимый, только ушибся. Оказывается, вожжи были слишком длинные, неудобные – и он на ходу намотал их на сапог. Когда же лошади понесли, мгновенно среагировал и скинул сапог с ноги!»

КРАСАВИЦА В ГРУЗОВИКЕ
Очаровательную дочку помещика Машеньку, в которую влюбились и граф Калиостро, и молодой помещик Алексей Федяшев, сыграла выпускница Щепкинского училища Елена Валюшкина. Кстати, поначалу она едва не отказалась сниматься! «До этого фильма я уже снялась в двух картинах Юрия Чулюкина: «Не хочу быть взрослым» и «Как стать счастливым». Хороший режиссёр, а партнёры, о которых можно только мечтать: Евгений Стеблов, Наталья Варлей, Лев Дуров, Владимир Шевельков, Николай Караченцов. Поэтому приглашение в «Формулу любви» произвело на меня впечатление просто очередного предложения, нарушающего мои отпускные планы», – объясняет актриса. Однако, к счастью для зрителей, Елена всё-таки решила пожертвовать отпуском ради главной роли у Захарова. На съёмках она подружилась с Александром Абдуловым, и опытный коллега часто помогал молодой актрисе. Например, Елена не умела езлить верхом и боялась лошадей, а по сюжету ей нужно было скакать на лошади. Абдулов предложил снимать эту сцену крупным планом. А усадили актрису на мешки, сложенные в кузове грузовика. Валюшкина держала в руках уздечку. Среди мешков спрятался Абдулов, и он время от времени дёргал уздечку, чтобы изобразить движение лошади. Так и сняли всю поездку. Впрочем, однажды из-за того же Абдулова актриса пострадала. «Как-то раз он отлучился на полчаса с площадки и вернулся с неводом, – вспоминает Елена. – Говорит: «Кто со мной на ночную рыбалку?» И вот ночь, темно, мы идём по узкой тропке к реке, спотыкаясь на колдобинах. Абдулов мастерски закидывает невод, тянет... Не помню, сколько мы рыбы поймали, но вернулись под утро, искусанные комарами. Особо вредный комар укусил меня в нижнее веко, и глаз раздуло...» А на следующий день Валюшкиной предстояло сниматься крупным планом! «Марк Захаров с отчаяния пробовал меня лечить с помощью собственных экстрасенсорных способностей, – рассказывает она. – И вот сижу я на пеньке на зелёной лужайке, в розовом платье и шляпе, завязанной лентой под подбородком, с красным глазом, а Марк Анатольевич бегает вокруг и делает пассы руками. Он очень старался, энергетика у него мощная, но сцену в результате так и не сняли...» Впрочем, через некоторое время последствия комариного укуса всё же прошли, и нужные сцены досняли.

НЕВОЗМУТИМЫЕ КАРТЁЖНИКИ
В роли тётушки Федосьи Ивановны, житейская мудрость которой противостоит авантюризму Калиостро, режиссёр видел только Татьяну Пельтцер. И актриса, конечно же, не отказала Марку Захарову, под началом которого уже много лет работала в «Ленкоме». А ведь в тот момент ей было не до съёмок – Татьяна Ивановна недавно сломала ребро и была вынуждена носить специальный корсет. Но ни это, ни солидный 80-летний возраст не умерили оптимизма артистки. Тем более что на съёмках она могла вовсю предаться любимому хобби – Татьяна Ивановна была заядлой картёжницей! Каждую ночь она, Леонид Броневой и звукооператор фильма Юрий Рабинович устраивали посиделки, на которых азартно рубились в преферанс, отгоняя сон кофе и сигаретами. Наутро Татьяна Пельтцер шла в кадр как ни в чём не бывало. А вот Леонид Броневой недосып воспринимал тяжело, поэтому обычно бывал не в духе. Но его герой, доктор, отличался скептическим взглядом на мир и саркастичностью, так что роли это не повредило.

РУКОТВОРНАЯ МИСТИКА
Чтобы создать на съёмках атмосферу мистики, режиссёр пригласил фокусника, иллюзиониста Шаг-Новожилова. «Но по ходу съёмок стало ясно, что его фокусы на практике трудновыполнимы, – признавался Юсуп Даниялов. – Например, надо было, чтобы свечки от взгляда Калиостро разом погасли. Шаг-Новожилов хитро говорит: мол, я покажу на одной этот трюк, а на съёмках будете делать сами. Берёт свечку, в ней прожигает раскалённой спицей отверстие, туда вставляет фитиль, зажигает его и вытаскивает снизу. И как только фитиль утапливается в воске, он гаснет. Но это одна свечка. А нам требовалось, чтобы одновременно шесть свечей погасли! Мы попробовали – не получается одновременно затушить шесть свечей по его методике. Я говорю: «Марк Анатольевич, давайте я буду магом!» Взял огромную фанеру и в нужный момент во время съёмок за кадром с силой махнул ею, и свечки одновременно погасли. Стояла задача, чтобы дверь сама закрывалась и открывалась. Тоже сначала какие-то приспособления пробовали, но потом просто поставили человека, он смотрел на актёра и по его глазам понимал, когда надо дверь толкнуть».

САМАЯ ЛЮБИМАЯ ПЕСНЯ
Знаменитой «Уно, уно, уно, ун моменто» изначально в сценарии не было. Но Александр Абдулов и Семён Фарада так хотели что-нибудь спеть, что уговорили режиссёра вставить в сюжет такую сцену. За написание песни взялся композитор Геннадий Гладков. «Я подумал: раз герои – итальянская свита Калиостро, петь они должны что-то итальянское, – как-то раз рассказал Геннадий Игоревич. – Попросил знакомую преподавательницу иняза написать итальянские слова. Потом их зарифмовал, получилась незатейливая песенка». Петь эту песню тоже пришлось Гладкову: у Фарады это никак не получалось, вот композитор и записал дуэт с Александром Абдуловым. Позже худсовет запросил у авторов фильма перевод: вдруг в итальянском тексте заложено что-то неприличное? Те наскоро набросали: «Прекрасная женщина, море; Верить и петь; Подари мне мгновение Самое прекрасное». Проверять никто не стал. В титрах написали: «Слова – Гладкова и народные». И песня действительно стала народной на следующий же день после выхода! 30 декабря фильм вышел на экраны, а 31-го Семён Фарада пришёл в кафе отмечать свой день рождения. И несколько мужчин, увидев актёра, поднялись и хором запели: «Уно, уно, уно, ун моменто!»