ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
К середине 1990-х сериалы стали для россиян привычной частью жизни. Телезрители с упоением следили за драматическими перипетиями в жизни героев – и отвлекались от собственных проблем. Правда, поначалу эти герои были иностранными. Но постепенно сериалами заинтересовались и российские телевизионщики. И одним из первых отечественных хитов стал проект «Петербургские тайны». А ведь браться за этот сериал поначалу опасались все участники!
КЛАССИКА ПО КЛАССИКЕ
В 1864 году в журнале «Отечественные записки» вышли первые главы романа Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы». И это произведение сразу же завоевало огромную популярность у публики. Мрачные тайны высшего света, правдивое описание городского дна, авантюрный сюжет, живые персонажи – благодаря этому роман Крестовского до самой революции был одним из самых продаваемых в Российской империи. О нём спорили даже признанные классики русской культуры. Лесков, например, называл «Трущобы» «самой социальной книгой на русском языке». А вот Тургенев с этим не соглашался и говорил, что этот роман – полная чепуха. После революции о Крестовском надолго забыли, однако в перестроечные годы «Петербургские трущобы» переиздали. Вот тогда-то книга и попалась на глаза режиссёру Леониду Пчёлкину. Он увидел в захватывающем драматичном сюжете романа потенциал для кино. Правда, запутанные хитросплетения ни за что бы не влезли даже в несколько серий фильма... Так почему бы не снять длинный сериал – как в Мексике или Бразилии? Правда, иностранные теленовеллы многие обвиняли в примитивности и пошлости, так что и от отечественной «мыльной оперы» с опаской ожидали того же. Пчёлкин же задумал создать культурный сериал с режиссурой, сценарием и актёрской игрой высшего качества. «Неужели наши люди не заслуживают ничего лучшего, чем мексиканский ширпотреб?» – воодушевлённо говорил он коллегам. Энергия и сила убеждения Леонида Аристарховича оказались поистине магическими. Он добился своего: сериал пошёл в производство. Причём съёмки одобрили раньше, чем сценарий был дописан... «Первые двенадцать серий уже прошли в эфир, мы же ещё додумывали продолжение, всё дальше отходя от романа», – вспоминал сценарист сериала Анатолий Гребнев. Из-за этого случались курьёзы. Например, актёр Валерий Баринов, сыгравший управляющего Хлебонасущенского, рассказывал: «Прихожу на съёмки, Пчёлкин мне: «Учил текст?» – «Нет!» – «Вот и молодец – мы тут тебе новый написали!» И мне приносили монологи на трёх-четырёх страницах...» Надо сказать, что сериал не зря назвали «Петербургские тайны» а не «Петербургские трущобы». Вся сюжетная канва романа в сценарий не вместилась, создатели сериала сосредоточились на противостоянии двух дворянских семей – Чечевинских и Шадурских. Переписали характеры некоторых героев. Например, Николай Чечевинский и отставной поручик Ковров в романе совсем не благородные романтические герои, какими они получились на телеэкране. Но главное – зрителям подарили счастливый конец, которого в романе, обличающем пороки общества, не было. Однако создатели сериала решили, что торжество справедливости нужно людям – ведь в реальной жизни в 90-е его так не хватало...
КАК ЗДОРОВО, ЧТО ВСЕ МЫ ЗДЕСЬ!
До сих пор остаётся загадкой, каким образом Леониду Пчёлкину удалось собрать на съёмках такое количество любимых народом актёров. В «Петербургских тайнах» снялись Елена Яковлева, Николай Караченцов, Дмитрий Брусникин, Виктор Раков, Наталья Гундарева, Ирина Розанова, Фёдор Стуков, Валерий Баринов, Виктор Авилов, Валентина Талызина, Михаил Филиппов, Лидия Федосеева-Шукшина, Игорь Ясулович, Галина Польских... Малоизвестным на тот момент Евгении Крюковой и Сергею Чонишвили сериал принёс всенародную популярность. А ещё в «Петербургских тайнах» можно заметить Сергея Безрукова – это одно из первых его появлений на экране. Кстати, молодые актёры очень переживали из-за того, что снимаются в сериале, – им казалось, что по сравнению с серьёзным кино это шаг назад. А вот настоящие мэтры отечественного кинематографа Наталья Гундарева и Николай Караченцов к этому относились легко. Гундарева даже лично уговорила прийти на пробы Ирину Розанову, которой досталась роль коварной горничной Наташи. А на возражения резко заметила: «Знаешь что, ты не будь дурой-то. Потому что это Крестовский – классика. Это Пчёлкин – тоже своего рода классик. Это популярность, тебя увидят очень многие, на тебя будет смотреть страна. И не только у нас. Ты голову-то включай». Сама Гундарева, сыгравшая княгиню Шадурскую, поразила всех коллег полным отсутствием звёздности. Она без возражений учила длинные тексты, сама переделывала реквизит и перешивала свои костюмы. Но при этом все понимали, какого уровня знаменитость перед ними, и, конечно, мечтали заслужить уважение Натальи Георгиевны. Елена Яковлева, сыгравшая в сериале княжну Анну Чечевинскую, до сих пор вспоминает, как у неё это получилось: «Снимали эпизод, где моя героиня падает на колени перед героиней Гундаревой и бьётся в истерике: «Где моя дочь?! Скажите, где моя дочь?!» Первый дубль. Я падаю, истерю, и вдруг гаснет осветительный прибор. Его меняют. Дубль два. Опять падаю, рыдаю – в камере заканчивается плёнка. И так семь раз что-то мешает снять сцену. Я уже на грани настоящей, а не киношной истерики, но из последних сил держу себя в руках – позориться перед Гундаревой совсем не хочется. Она играет все дубли блестяще, потому что не может иначе. Наконец получается. Пчёлкин говорит: «Снято! Всем спасибо!» Наташа подходит ко мне: «Уважаю. Ты молодец!» Ее уважуха была дороже некоторых премий...»
ВЫСШИЙ СВЕТ ЗА КОПЕЙКИ
Замысел у создателей сериала был масштабный. «Мы снимали каждую серию как кино, – рассказывает Евгения Крюкова. – То же количество полезного времени в день, какое снимают в настоящем кино, – 1,5–2 минуты. А сейчас гонят по 8–12 минут – артисты просто не успевают сориентироваться… А в «Петербургских тайнах» мы много репетировали. И снимали не двумя камерами, а классической «восьмёркой». Были заняты большие артисты, работали абсолютно честно. И сейчас я горжусь этой работой».
Самой Евгении в результате такого серьёзного подхода пришлось очень долго повторять одну и ту же сцену. По сюжету, её героиня, Юлия Бероева, долго лежит в коме. «Я приходила на работу, надевали там на меня рубашку. Седили мне волосы – и я ложилась. Только на обеденный перерыв и вставала, – вспоминает она. – И каждый день, каждый съёмочный день я открывала глаза, смотрела на Караченцова и говорила: «Вы кто?» Длилось это полгода...» Серьёзный настрой сбивал разве что совсем крошечный бюджет. К примеру, костюмы на артистах были из подбора, и актёры шутили, что это наряды для просмотра с дальнего расстояния. Потому что если зрители увидят вблизи, как одеты представители высшего общества, ни за что не поверят... Экономить приходилось на всём. В том числе... на поездках в Петербург! Да, сериал, который рассказывает о жизни петербургских дворян, почти полностью снят в Москве... В северной столице снимали только проезды карет. Натурные сцены играли в подмосковных усадьбах и московских парках. А интерьеры помещений воссоздавали в павильонах в Останкино. Правда, с телецентром связана и самая драматичная история со съёмок сериала. В один из октябрьских дней 1993 года там снимали сцену объяснения княжны Чечевинской и её горничной Наташи, которых играли Елена Яковлева и Ирина Розанова. Присутствовала также Галина Польских в роли акушерки Эльзы Францевны. Как вдруг внезапно погас свет и послышался шум... Оказалось, телецентр штурмуют, на улице беспорядки. «Наши актрисы, а с ними и режиссёр с оператором и остальной группой, легли на пол. Потом пробирались ползком по туннелю в здание напротив, но и там пришлось залечь. Спасибо омоновцам – притащили артистам бутерброды», – рассказывал позже сценарист Анатолий Гребнев. Просидеть в здании съёмочной группе пришлось всю ночь. И надо отдать должное актрисам – в этих условиях они повторяли текст и учили свои роли.