Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ВРЕМЯ, НАЗАД!
ЛЕГКО НА СЕРДЦЕ ОТ ПЕСНИ ВЕСЁЛОЙ
1
2
3
4
5
Дорогие читатели, вот и наступило лето. А значит, на страницы газеты «Эфир» возвращается самая ностальгическая рубрика – «Время, назад!» В ней мы традиционно рассказываем о том, как создавались самые любимые публикой отечественные фильмы. И начнём мы с первой отечественной музыкальной кинокомедии. «Весёлые ребята» появились на экране в 1934 году – и полюбились и критикам, и властям, и даже зарубежным киноэкспертам. Что уж говорить о зрителях! А создавался он так...

А ПЛАТИТЬ КТО БУДЕТ, ПУШКИН?
Свой первый полнометражный фильм Григорий Александров снял... почти случайно. Он в то время был ассистентом знаменитого Сергея Эйзенштейна. Вместе с наставником Александров побывал в Америке. Во время длительной творческой командировки советские киношники знакомились с передовыми технологиями Голливуда, а на студии Диснея Григорий Васильевич даже стажировался в сфере звукового кинематографа. После возвращения в СССР Эйзенштейн с учеником попали на закрытое заседание правительства. Там обсуждали дальнейшее развитие советского кинематографа. «Речь шла о том, что советский кинозритель справедливо требует советских кинокомедий, а их почти нет, – вспоминал о той встрече Александров. – Это был социальный заказ. Срочный! Сергей Эйзенштейн придумал сценарий «М. М. М.»: Максим Максимович Максимов попадал из современности в Древнюю Русь, а в современной Москве оказывались бояре… Мне эта затея с боярами настолько не понравилась, что я отважился самостоятельно создать музыкальную комедию». И работа над комедией сразу же пошла бойко! Сценарий написали всего за 2 месяца. В основу поначалу лёг спектакль Леонида Утёсова «Музыкальный магазин». Певец в то время много экспериментировал – музыканты его оркестра исполняли не только музыкальные номера, но и комедийные сценки. Однако создатели фильма решили не просто экранизировать джазовые номера оркестра, в итоге они сочинили полноценную историю. Предполагалось, что в комедии будет использовано всё, что Александров «подсмотрел» в Голливуде и у Диснея. Но талантливый режиссёр не мог просто скопировать чужие наработки. В итоге о Диснее в фильме напоминают только птички-ноты на проводах и начальные титры. А реверанс Голливуду звучит в смешной открывающей фразе: «Чарли Чаплин, Гарольд Ллойд, Бестер Кейтон... в картине не участвуют».

АЙ, КАКАЯ ЖЕНЩИНА! УБИТЬСЯ МОЖНО!
«Весёлые ребята» должны были стать настоящим бенефисом Леонида Утёсова, ведь главным героем комедии был музыкально одарённый пастух Костя Потехин. Но Григорий Александров решил, что в историю стоит добавить ещё один штрих – красивую поющую актрису. Так в сценарии появилась влюблённая в Костю домработница Анюта. Увы, с поиском актрисы на эту роль возникли проблемы. На пробы приходили и известные артистки, и девушки из народа, но никого из них Александров не видел в этом образе. Говорят, что пробы поначалу не прошла и Любовь Орлова, малоизвестная на тот момент актриса музыкальной студии Немировича-Данченко. Но она так страстно влюбилась в эту роль, что задалась целью заполучить её любой ценой. Ходили слухи, что Любовь Петровна уговорила подругу зазвать Александрова на чай, якобы случайно забежала в гости – и убедила режиссёра дать ей шанс. Есть, впрочем, и ещё одна версия этой истории: что во время поиска кандидатуры на роль Григорий Александров увидел Любовь Орлову в спектакле «Перикола» и был покорён её талантом... Так или иначе, но свой счастливый шанс Любовь Петровна получила. Она очень робела перед именитым Утёсовым, но всё же выкладывалась по максимуму в каждой сцене, стараясь показать всё, на что способна. И не боялась никаких трудностей. К примеру, в одной из сцен пастух Костя должен был проехаться верхом на норовистом быке по кличке Чемберлен. Леонид Утёсов отказался связываться со зловредным животным. А вот Любовь Орлова храбро вызвалась сыграть этот эпизод, да ещё и придумала, что Анюта поскачет задом наперёд и будет хлестать быка веником. В процессе актриса слишком увлеклась, а может быть, бык был не в настроении... Чемберлен взбрыкнул и сбросил Орлову. Любовь Петровна сильно ушибла спину и больше месяца провела на больничном. Но как только выздоровела – вернулась на съёмочную площадку, чтобы эпизод был доснят! Неудивительно, что Александров был совершенно очарован. У домработницы Анюты появлялось всё больше сцен, и в итоге она стала практически полноценной главной героиней фильма наряду с пастухом Костей. И после выхода «Весёлых ребят» Любовь Орлову ждал настоящий триумф!

МЫ РЕ-ТЕ-ПЕ-ТИРОВАЛИ...
Поскольку снимать трюки Александров учился в Голливуде, к зрелищным сценам комедии подошли с размахом. Одну только драку музыкантов снимали в течение 10 дней! А сцену, где стадо, сбежавшееся на звуки пастушьего рожка, напивается и громит банкетный зал, снимали на даче врача Сергея Фёдорова. Дача, впрочем, пострадала не сильно. Козы, бараны, свиньи и коровы были самые настоящие, их собирали по всем окрестным колхозам. Впрочем, одну из овец сыграла загримированная собака... А вот мебель, которую они крушили, – совсем фальшивая. Её заменили реквизитом, сделанным из соломы и вермишели. Леонид Утёсов вспоминал, что лучше всех в этой сцене сыграл маленький поросёнок. Он послушно выпил из тарелки коньяк, потом, захмелев, артистично бродил по столу и живописно раскидывал пятачком посуду, а потом спокойно уснул в очередной тарелке. Его «похождения» сняли одним дублем. Надеялись, что так же легко будет и с быком, но сильно просчитались. Чемберлен, гроза соседнего колхоза, и обычно-то был не слишком доброжелательным, а уж когда животное напоили спиртным, бык совсем расхулиганился. Он бегал по павильону, громил декорации, а ассистента режиссёра, который подъехал к съёмочной площадке на мотоцикле, и вовсе загнал на дерево, а раздражающий его транспорт растоптал. Нужно было что-то с этим делать. Дрессировщики предлагали туго перетянуть проволокой ноги быка, чтобы тот не мог бегать, но достоверно шатался. Александров пожалел животное и калечить его не стал. Он спросил совета у опытного ветеринара, и в итоге Чемберлена просто напоили водкой со снотворным. Бык быстро успокоился, шатаясь, прошёл несколько метров и мирно заснул. А сцена стала одной из самых смешных в фильме!

ШИКАРНО УСТРОИЛИСЬ!
Сейчас «Весёлые ребята» называют настоящей классикой советской комедии. Но когда готовый фильм показали худсовету, критики обвинили его в безыдейности. Комедию даже не хотели выпускать на экраны! К счастью, Григорий Александров не сдался. Он привёз фильм на дачу к Горькому. Говорят, именно писателю кинокартина обязана своим названием. Когда фильм закончился, Горький заключил: «Весёлые ребята!» Фильм, рабочим названием которого изначально было «Джаз-комедия», тут же переименовали. Горький же организовал показ «Весёлых ребят» для членов Политбюро. Есть легенда, что Сталин после просмотра сказал: «Хорошо! Я будто месяц пробыл в отпуске». Естественно, после этого комедия отправилась в прокат без всяких препятствий. Любовь Орлова в одночасье стала любимицей советских зрителей, Григорий Александров – надеждой отечественной режиссуры, а песни Леонида Утёсова многие зрители выучили наизусть. Советские критики замолчали. Зато появились восторженные отзывы других критиков – зарубежных! «Весёлые ребята» под названием «Москва смеётся» были показаны на Венецианском фестивале и заслужили высокие оценки мэтров мирового кинематографа. И, кстати, в числе поклонников кинокартины оказался Чарли Чаплин, творчеством которого во многом вдохновлялись создатели фильма. «До «Весёлых ребят» американцы знали только Россию Достоевского. Теперь появилась и другая Россия, – сказал после просмотра великий комик. – Здоровый смех – лучшая агитация, чем любые речи».