Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ТВ-ЮБИЛЕЙ
ВАЛЕНТИН СМИРНИТСКИЙ: САМЫЙ КРУТОЙ ПОРТОС!
1
2
3
4
5
10 июня народному артисту России Валентину Смирнитскому исполняется 80 лет. Он по-прежнему активно снимается в кино, играет в спектаклях... И с удовольствием даёт интервью, из которых становится понятно: у Валентина Георгиевича весьма насыщенная биография! Как выясняется, он...

ПОЧТАЛЬОН СО СПОСОБНОСТЯМИ
Валентин Смирнитский родился в Москве в кинематографической семье. «Мой папа Георгий Иванович работал главным редактором Центральной студии документальных фильмов. Жили мы на Арбате, в старинном доме с лифтом из красного дерева, в огромной коммунальной квартире, – вспоминает Валентин Георгиевич. – Дома у нас висел репродуктор – такое чёрное ухо, – который передавал детские сказки, радиоспектакли и концерты классической музыки – на этом я и воспитывался. А ещё руку к моему воспитанию приложила улица – я был шпаной. Как говорил Аркадий Райкин, «пить, курить и говорить я начал одновременно». Из общеобразовательной школы меня выгнали за хулиганство – я подрался с отличником. Я ведь не знал, что он ещё и боксёр! В общем, пришлось пойти работать почтальоном и параллельно доучиваться в вечерней школе. Именно там я и занялся художественной самодеятельностью. Сыграл Хлестакова – и неожиданно обнаружились способности».

ВРОДЕ КОМЕДИЙНЫЙ И ГДЕ-ТО ЛИРИЧЕСКИЙ
Впрочем, по словам самого Валентина Георгиевича, после «вечёрки» он решил поступать в Театральное училище имени Щукина вовсе не из-за того, что «обнаружились способности», а потому что учебное заведение просто находилось рядом с его домом. О поступлении Смирнитского любит вспоминать его сокурсник – актёр Владимир Долинский. «В те годы у Вали было прозвище Худой. Он был длинношеим, длинноносым и высоким юношей с безумно красивыми руками пианиста. На экзамене читал Маяковского – это было смешно! Эти руки-птицы, весь раскоординированный, глазищи огромные – и героическая лирика поэта-бунтаря, – рассказывает он. – Я был абсолютно уверен – такого не примут!» В итоге приняли обоих. Смирнитский считал себя средним студентом. «Я был тогда симпатичный, но по амплуа совершенно неопределённый. Вроде и комедийный, но и не острохарактерный, где-то лирический, но как-то не совсем... Поэтому педагоги никак не могли понять, что же из меня получится, и относились ко мне, как в анекдоте: ну, ужас, но не ужас-ужас-ужас», – смеётся артист. К всеобщему удивлению по окончании вуза «ужас» получил предложения сразу от четырёх театров. Он выбрал «Ленком», где художественным руководителем был Анатолий Эфрос. Затем перешёл в Театр на Малой Бронной, играл в Театре Луны, а сейчас выходит на сцену в антрепризных спектаклях.

ХОККЕИСТ НА ЛОШАДИ
Свою первую роль в кино Смирнитский сыграл, ещё будучи студентом. Это был эпизод в картине «Я шагаю по Москве», где молодой актёр появился на экране буквально на несколько секунд в роли покупателя грампластинок в военной форме. А уже через год ему доверили главную роль в фильме «Двое». В 1965 году фильм «Двое» получил Золотой приз Московского международного фестиваля и специальную премию кинофестиваля в Каннах. Там молодого Валентина Смирнитского представили самой Софи Лорен. «Актриса подала мне ручку, я поцеловал её в окружении десятков фотокамер. К сожалению, пообщаться нам не дали...» – вспоминает артист. Сегодня в кинобиографии Смирнитского уже более 200 фильмов. А настоящую славу ему принесла, конечно же, роль Портоса в фильме «Д'Артаньян и три мушкетёра». Однажды в квартире Смирнитского раздался звонок. «Это Юнгвальд-Хилькевич, я готовлюсь к съёмкам «Трёх мушкетёров». Прилетай на пробы», – прозвучало из трубки. А Смирнитский тогда сидел дома на больничном со сломанной ногой. Но режиссёра это не остановило. «А при чём здесь нога? Мне твои ноги и не нужны, я тебя по пояс сниму. Главное – доползи до самолёта!» – сказал он артисту. Когда стройного в те годы Смирнитского утвердили на роль Портоса, он поначалу даже не знал, как играть полноватого мушкетёра. В надежде поправиться даже начал три раза в день съедать по большой порции пельменей, но это не помогало... Впрочем, для Юнгвальда-Хилькевича и это было не проблемой. «Ну, увеличим!» – сказал он и выразительно посмотрел на художника картины Ларису Токареву. Которой пришлось сшить для Портоса ватный костюм для придания тучности фигуре. «Это было ужасно! – вспоминает актёр. – Я чувствовал себя хоккеистом на лошади!» «А на меня во всей этой амуниции Валентин произвёл грандиозное впечатление, – вспоминает Михаил Боярский. – А ещё хорошо помню, как однажды на съёмках Смирнитский во всём своём облачении свалился с лошади. Когда же вся группа бросилась к нему на помощь, то увидела грозящий из кустов кулак в мушкетёрской перчатке. А за этим жестом последовала тирада, которую повторить в приличном обществе никто не отважился бы. И все закатились безудержным смехом».

ПОВАР С МАНУСКРИПТОМ
Съёмки «Трёх мушкетёров» проходили в атмосфере безудержного веселья. Смирнитский любит вспоминать, например, как они с Боярским однажды решили разыграть Арамиса – Игоря Старыгина. «У Игоря обнаружился один недостаток: выучить даже 10 слов роли для него было большой проблемой. А Мишка же, напротив, знал роман Дюма наизусть. И вот мы вместе написали для Арамиса длиннющий монолог, а для достоверности в конце добавили фразу, которую должен был произнести мой Портос: «Я согласен с Арамисом», – рассказывает Валентин Георгиевич. – Потом мы подговорили помрежа вручить Игорю этот пятистраничный манускрипт за полчаса до съёмок со словами: «Тут режиссёр написал новую сцену, которую мы вот-вот начнём снимать». Игорь стал судорожно учить, в конце концов он понял, что не вызубрит это никогда... Стал возмущаться: «Ну что за дела!» А я успокаивал: «Не волнуйся, давай порепетируем, я тебе помогу». «Чем ты мне поможешь?! У тебя там одна фраза: «Я согласен с Арамисом»», – орал Старыгин. – Нет, я пошёл разбираться с режиссёром!» Когда раздосадованный Старыгин с воплями выскочил из вагончика и наткнулся на умиравшего от смеха Боярского, он всё понял. Радости нашей не разделил, но и не обиделся». Во время тех съёмок Смирнитский зарекомендовал себя ещё и как отличный повар! Артист жил в одном номере с каскадёром Владимиром Балоном, который играл де Жюссака. «Мы оба очень любили готовить. На рестораны суточных не хватало, поэтому мы покупали продукты в магазине через дорогу и сами готовили. За время съёмок у нас установились такие доверительные отношения с продавщицами, что мы просто выходили на балкон и кричали: «Аня! Принеси нам...» И всё заказанное приносили к нам в номер. В общем, у нас всегда было что поесть. Так что когда заканчивалась смена, все неслись к нам в номер!» – рассказывает артист.

МУЖ ИЗ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ
Любимец женщин Валентин Смирнитский был женат четыре раза. И только с четвёртой попытки наконец обрёл долгожданное семейное счастье – с Лидией Рябцовой они вместе уже больше двадцати лет. Супруги познакомились в Театре Луны, где Лидия работала заместителем директора. Интересно, что Лидия с детства просто обожала фильмы о мушкетёрах, а её любимым персонажем был именно Портос. Однако на момент личного знакомства со Смирнитским она была замужем. Да и разница в возрасте у них приличная – Валентин Георгиевич старше Лидии на 17 лет. Но никакие обстоятельства не могли остановить влюблённых – завязался роман. Сама Лидия очень любит вспоминать первое свидание со Смирнитским. «У меня тогда была плохая привычка: я всегда хронически опаздывала. И вот Валентин назначил мне свидание на станции метро «Белорусская». А я, конечно, опоздала. Вы только представьте себе: целый час народный артист простоял у ларьков, переминаясь с ноги на ногу, с букетиком цветов! – рассказывает она. – А когда я пришла, он меня не ругал, лишь сказал, что ждал так долго в первый и последний раз. С тех пор я не опаздывала ни разу!» На протяжении четырёх лет влюблённые тщательно скрывали свои отношения от всех. «Мы вели себя, как два Штирлица: встречались тайком, разработали систему тайных знаков, свидания назначали с помощью записочек», – с улыбкой рассказывает о тех временах Валентин Георгиевич. Через некоторое время Лидия развелась, а вскоре решилась представить актёра своим дочерям, которые, увидев Смирнитского, в один голос воскликнули: «Мама, Портос – это круто!» Предложение артисту Лидия сделала сама. «А так как мне уже было не привыкать, я с удовольствием пошёл в загс! – говорит Валентин Георгиевич. – Тем более что это ещё один повод пригласить друзей, устроить хорошую вечернику, что, собственно, и произошло». Сегодня Валентин Георгиевич всё свободное от работы время проводит с женой. «Во время отдыха я позволяю себе то, что не могу позволить в работе, – веду разнузданный образ жизни! – смеётся артист. – Например, люблю посидеть в спокойствии, книжки почитать. А моя жена любит музеи и картинные галереи. Обязательно находит какие-то новые и меня с собой таскает, а я поневоле хожу, куда деваться-то...»