Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ТЕМА НОМЕРА
СТАРЬЁ МОЁ
1
2
3
4
5
6
9 марта в мире отмечают День антиквариата. В старинных вещах есть особенное очарование. Неудивительно, что многие звёзды признаются, что неравнодушны к антикварным магазинам и барахолкам. А иногда радует не только вещь, но и воспоминания, которые с ней связаны.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТАРИНА АЛЕКСАНДРА УСТЮГОВА
Александр – не только талантливый актёр, но и практически профессиональный реставратор антикварной мебели. Страсть к древностям и к столярному мастерству у актёра фамильная – его отец был профессиональным столяром. «Всю жизнь он работал с деревянной мебелью. С рождения меня окружал запах опилок, клеев, цехов, – рассказывает Александр. – К тому же он заразил меня страстью к собирательству: увидев, скажем, старинный медный самовар, он уже не мог пройти мимо». Сам Устюгов овладел столярным мастерством ещё в 14 лет, но до поры до времени семейную традицию продолжать не собирался. Но однажды, когда Александр в очередной раз приехал по работе в Петербург, он от нечего делать завернул в антикварный магазинчик – и пропал. Он увидел старинный буфет. «Он сиротливо стоял в углу, заваленный бумагами и каким-то барахлом. Я решил провести расследование, дошёл до Эрмитажа и выяснил, что этот красавец – большая редкость, поскольку сделан он русскими мастерами фабрики Розенберга… – рассказывает актёр. – А пока я ходил вокруг да около, хозяин поднял цену в несколько раз: «Это же Розенберг!» Его не смутило то, что об этом он узнал от меня, – цену так и не скинул. Так я стал владельцем одного из Розенбергов: три в Эрмитаже, ещё один – у оператора Астахова. И у меня». Пока Александр восстанавливал антикварный буфет, он понял, что ему очень нравится возиться со старинной мебелью. И хобби переросло в бизнес – сейчас у Устюгова есть своя мастерская по реставрации мебели, «Интери». И, конечно, артист продолжает увлечённо собирать старинные стулья, кресла и комоды! «Предмет моей гордости – стул XV века, который достался мне в совершенно непотребном состоянии. Мы его склеили, почистили – и нам открылась подлинная красота! По нему считывается вся биография владельца: тот носил разное оружие, шпагу, а иногда короткий клинок. Этим стулом очень заинтересовались в Эрмитаже, но я оказался крепким орешком… В моей коллекции есть даже подлинное курульное кресло Петра I. Кстати, тоже никому не нужное. Зато мои гости на время могут почувствовать себя императорами!» – гордо делится Устюгов.

ОБЕРЕЖНАЯ СТАРИНА НАТАЛЬИ БОЧКАРЁВОЙ
Актриса Наталья Бочкарёва собирает фигурки клоунов. И началась её коллекция со старинной фигурки, которую Наталья случайно увидела во время прогулки. Актриса обожает галереи и вернисажи и в каждом городе обязательно отправляется туда, где собираются местные художники. «И вот во время одной из таких прогулок я заметила фарфорового рыжего клоуна, – вспоминает она. – До сих пор остаётся загадкой, каким образом оказался там человек, торгующий не своими произведениями, а предметами из старого советского прошлого, и как среди обилия различных крупных вещиц мой взгляд выцепил именно эту фигурку. Но я остановилась, взяла её в руки и поняла, что она мне необходима. То есть ты даже не знаешь, какой в ней прок, но не купить не можешь. А вот когда на полке в нашем доме появился этот экземпляр, я решила, что одному ему будет слишком одиноко и надо бы составить ему компанию. Так я подобрала второго, третьего, и постепенно это переросло в увлечение». Кстати, свою коллекцию Наталья пополняет тоже в основном в антикварных лавках и на блошиных рынках – к клоунам с историей у неё особое отношение. А у некоторых экземпляров коллекции истории особенно трогательные! Есть, например, у Натальи клоун, которого подарила поклонница. «Однажды ко мне после спектакля подошла пожилая женщина и сказала, что прочитала в какой-то газете о моей коллекции и хотела бы подарить мне вазочку в виде клоуна, которая стоит в её доме, сколько она себя помнит. Мне было неудобно, я долго отказывалась, но поскольку было видно, что это дар от чистого сердца, я его приняла. И благодарна ей до сих пор», – с улыбкой рассказывает актриса. Наталья уверена, что вещи, которые люди выбирают для себя, те, которые особенно по сердцу, наполняются особенной силой. «Таким оберегом для нашей семьи стали эти клоуны, которые очень органично вписались в интерьер дома», – заключает она.

ГРЕЮЩАЯ СТАРИНА СВЕТЛАНЫ ХОДЧЕНКОВОЙ
Светлана Ходченкова – не большая любительница антиквариата, однако у неё есть важное детское воспоминание, связанное со старинной посудой. «В детстве я всё лето проводила у бабушки. У неё дома в горке за стеклом красовался старинный немецкий сервиз – такой тонкий, что почти просвечивал, с ажурными ручками – в общем, всё как положено. Как же мне тогда хотелось пить чай именно из этих чашек! – рассказывает актриса. – Но правила были строгими: сервиз покидал горку и гордо воцарялся на столе только по особым случаям. А ежедневную работу за него выполняла, к моему большому сожалению, красная посуда в крупный белый горох, знакомая, я думаю, многим...» Казалось бы, повзрослев, Светлана должна была исполнить детскую мечту и найти старинный сервиз. Но актриса признаётся, что к ним равнодушна. Однако есть старинная вещь, которая неизменно приводит Ходченкову в восторг, и это тоже связано с воспоминаниями! «Единственное, что сейчас заставляет моё сердце учащённо биться, – это стаканы в металлических или серебряных подстаканниках, – признаётся она. – Но любовью к ним я обязана не бабушке, а Станиславу Говорухину: на съёмочной площадке фильма «Благословите женщину» он появлялся исключительно с таким стаканом в руке. И несмотря на то, что для каждого актёра приобретали персональную кружку, всякий раз я вожделенно наблюдала за Станиславом Сергеевичем с его стаканом, и мне хотелось, чтобы у меня был точно такой же. С тех пор прошло почти десять лет, и в моём доме завелся не один такой стакан. К счастью, далеко за ними ехать не пришлось – в антикварных магазинах на Старом Арбате их всегда предостаточно».

ПРАКТИЧНАЯ СТАРИНА ЛУКЕРЬИ ИЛЬЯШЕНКО
Лукерья Ильяшенко обожает старинные вещи. А особенно ей нравится давать им вторую, неожиданную жизнь. Когда Лукерья купила свою первую собственную квартиру, она изрядно удивила и дизайнера, и рабочих своими новаторскими решениями. Правда, актриса признаётся, что некоторые из них возникли скорее от безысходности. Так, например, по ходу ремонта закончилась плитка, а денег на покупку новой в достаточном количестве не было. «Когда поняла, что плитки не хватает, привезла рабочим чугунную плиту XIX века, которую купила с рук за 2000 рублей. Раньше она лежала в какой-то церкви. Сказала: «Ребята, у нас недостаточно плитки, мы будем интегрировать в неё это». Они сначала ответили, что не знают как, всячески пытались отвертеться, но сделали...» – вспоминает Лукерья. Необычная история случилась и с межкомнатными дверями. Красивые деревянные панели, которые стоили смешных денег, актриса увидела на одном из сайтов в Интернете. Тогда её ничего не смутило, хотя на дверях почему-то не было ни ручек, ни петель. «Позвонила продавцу, он рассказал, что его отец работал на разборе какого-то особняка и привёз их оттуда. Сразу поняла, что вещь стоящая, антиквары оторвут с руками, и на следующий же день поехала к нему в Подмосковье. Вызвала грузовик и забрала их на съёмную квартиру, где тогда жила. Уже потом знакомые антиквары сказали, что это не двери на самом деле, а декоративная панель для стен. Вот почему на них не было отверстий для петель, замков, ручек и всего прочего...» – рассказывает актриса. В итоге пришлось делать дверные проёмы специально под эти панели и отдельно ставить дверные механизмы. Зато получилось невероятно красиво! И Лукерью совсем не смущает, что вещь не новая. «Да, есть люди брезгливые, которые побоятся, что этими вещами раньше кто-то пользовался. Я по этому поводу не переживаю и считаю: лучше куплю старинный стул за 10 тысяч рублей и ещё 3 отдам за его переобивку, нежели выберу что-то «модное» со стразами за безумную цену, которое ничего в себе не несёт. Антиквариат не выпендрёж, это дешевле и придаёт интерьеру некий шарм», – объясняет она.

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СТАРИНА ВЯЧЕСЛАВА МАНУЧАРОВА
Телеведущий Вячеслав Манучаров очень любит старинные вещи, он считает, что у них особая энергетика. «Когда ты берёшь в руку старую фотографию, на которой изображены двое молодых людей нашего возраста, которых давно-давно уже нет, нет фотографа, который их фотографировал, нет этой бумаги, нет этих людей, нет этого времени, но ты понимаешь, что ты в руках держишь событие и историю того времени. Ты не представляешь, какая энергетика от этого идёт», – объясняет он. Естественно, таких вещей много в доме ведущего, и поэтому Вячеслав в шутку называет свою квартиру «дом-музей». У всех экспонатов его коллекции необычные истории. Например, есть в доме деревянная скульптура коня, ради которой Вячеславу пришлось купить целый дом! «Это действительно удивительная история, – рассказывает он. – Я был в Архангельской области и там проезжал мимо деревни, где уже давно никто не живёт. Там увидел дом постройки XVII века, а над крыльцом – деревянная фигура языческого коня. А меня так привлекает всё старинное, что я понял – мне любой ценой надо заполучить этого коня. Оторвать его или отпилить было невозможно, потому что все те дома находились под усиленной охраной. Отдавать коня просто так и даже за деньги никто не собирался, и поэтому мне пришлось купить целый дом. Хорошо, что расценки там не московские! Дом снесли, а конь теперь красуется у меня на холодильнике».

СКАЗОЧНАЯ СТАРИНА АЛЕКСАНДРА ОЛЕШКО
Многие знают, что актёр Александр Олешко неравнодушен к ёлочным игрушкам, а особенно он любит Дедов Морозов. Сейчас в коллекции артиста так много игрушек, что артист периодически организовывает выставки. А между тем становиться коллекционером Александр не собирался. Всё началось со старинного и очень потрёпанного Деда Мороза, на которого Олешко однажды наткнулся на блошином рынке. «У одного торговца в массе других игрушек лежал и Дед Мороз. Вниз лицом, шуба уже выцвела. «Боже мой, в каком виде у вас Дед Мороз?!» – возмутился я. «Да забирайте его!» – ответил продавец. Забрал, отдал мастеру, который нарисовал игрушке новое лицо, отреставрировал шубу. И теперь это один из любимых моих Дедов Морозов», – рассказывает артист. Позже выяснилось, что эта игрушка – ровесница его мамы, так что этот экземпляр коллекции любим вдвойне. Позже Олешко купил у этого торговца что-то ещё и получил в нагрузку ещё одну игрушку. Потом у Александра появилось ещё несколько Дедов Морозов, он начал разбираться в технологии изготовления... «Некоторые игрушки даже делали из подмёта. В советское время было безотходное производство. Оседавшую на хлебозаводах муку подметали, складывали в мешки и отправляли на фабрики. Там в муку добавляли воду, клейкая масса застывала, и из неё делали основу для Дедов Морозов... – делится он. – В общем, захотелось всех их собрать, потому что возникло ощущение, что лет через 15 мы уже не сможем купить эти прекрасные советские куклы. Так я стал их коллекционировать, думал, будем радоваться с домашними. А в какой-то момент понял: это, наверное, не совсем справедливо. Дай-ка расскажу людям». И сейчас большая часть коллекции Александра регулярно кочует по музеям. Впрочем, она постоянно пополняется – что-то находит сам Олешко на блошиных рынках, а что-то приносят его поклонники. «Если после спектакля артистам обычно дарят цветы, то мне – Дедов Морозов и Снегурочек. Рад этому и благодарен всем», – с улыбкой признаётся он.