На «Первом канале» – сериал, который называют самым долгожданным проектом года. В юбилейный год, когда исполняется 125 лет со дня рождения Фаины Раневской, зрители наконец могут увидеть её кинобиографию. Одна из самых любимых народом отечественных актрис прожила яркую и интересную жизнь, а киношники попытались отобразить её на экране. И пока зрители спорят о достоверности этой истории, мы узнали, как снимался сериал.
ПЯТЬ РАНЕВСКИХ
В качестве киноперсонажа Фаина Раневская уже неоднократно появлялась на экране. Нынешнее появление – пятое по счёту. В фильме «Благословите женщину» героиню, прообразом которой была великая актриса, сыграла Инна Чурикова. В сериале «Звезда эпохи» уже непосредственно Раневскую воплотила Татьяна Васильева. В сериале «Анна Герман» эту роль сыграла Елена Бондарева-Репина, а в сериале «Орлова и Александров» – Юлия Рутберг. Но всё это были роли второго плана. Между тем любой поклонник творчества Фаины Георгиевны согласится, что любимая актриса заслуживает того, чтобы быть в центре внимания. Идея снять историю о самой Раневской появилась ещё в 2012 году, но по множеству причин к съёмкам сериала приступили только девять лет спустя. За это время, конечно же, планы киношников успели поменяться. Из десяти задуманных серий осталось восемь, сменились исполнители некоторых ролей. Неизменным, по уверениям создателей, осталось одно – глубокое уважение авторов к главной героине. «На протяжении всего процесса съёмок вся команда серьёзно подходила к процессу, так как все понимали ответственность перед героиней, – говорит режиссёр сериала Дмитрий Петрунь. – Каждый герой съёмочной площадки старался максимально скрупулёзно выполнять свою работу. Для меня Фаина Раневская – одна из немногих, в чьём безграничном таланте и человеческих качествах я ни на секунду не могу усомниться. Отношусь к ней с огромным уважением. В сериале зритель сможет найти рецепт, как преодолеть трудности, повороты судьбы. Жизнь заводила Раневскую в сложнейшие человеческие условия, и она всегда находила выход с помощью юмора, силы воли, своей мечты. Это история про человека, который способен идти дальше, несмотря ни на что». Кстати, несмотря на то, что Раневская известна в том числе своим остроумием, создатели сериала постарались не увлекаться анекдотичными ситуациями. «Тут главное не переборщить, – рассуждает режиссёр. – Мы старались не сделать из этого какой-то пошлости и кокетства в духе: «сейчас мы вам все анекдоты расскажем». Какие-то вкрапления, конечно, будут. Но тут ведь история немножко про другое: про женское одиночество, про внутренний мир актрисы».
ИСКУССТВО БЕЗ ПЕРИЛ
За 87 лет жизни Фаина Раневская много где побывала, поэтому съёмочной группе не пришлось сидеть на месте. География съёмок не ограничилась Москвой и Санкт-Петербургом. История начинается в Таганроге, родном городе актрисы. Именно здесь юная Фанни Фельдман, влюблённая в театр, сбегает из дома, чтобы посвятить себя искусству, – вместо того, чтобы по настоянию отца выйти замуж за скучного парня
по имени Муля. Позже она возьмёт псевдоним Раневская и покорит всю страну... Таганрог популярен у российских киношников, он неоднократно «играл роль» Одессы, Севастополя, Новосибирска и других приморских городов. Жители шутят, что в «Раневской» город впервые наконец изобразил сам себя! В Таганроге до сих пор стоит дом, в котором прошло детство актрисы, но он жилой, так что использовать здание для съёмок невозможно. Вместо этого киношники нашли красивую старинную постройку в центре города. А большинство сцен снималось на улицах старой части Таганрога. «Во время съёмок очень смешно наблюдать за людьми, – рассказывает режиссёр. – Мы, например, выстроили историческую улицу: лошади запряжены в повозку тех времён, люди в исторических костюмах. Кадр к съёмке готов. Как тут из соседнего магазина выходит человек в «хорошем настроении», он беззаботно несёт свои звенящие покупки в стекле домой, а перед его глазами едет повозка с кучером. Представляете реакцию? Я всегда говорю: давайте такое снимать – обаятельные и смешные моменты!» Ярославлю выпала честь стать местом съёмок театральных сцен – нынешний МХТ имени Чехова слишком современно выглядит, вот его подобие и построили в другом городе. Художники создали копию двери со ступеньками, натянули огромный экран высотой 5 метров и длиной 70, а затем нарисовали здание на компьютере. Здесь же создали декорации московской коммуналки, в которой долгое время жила Раневская. Основой для них послужила пустая квартира в старом расселённом бараке. В этой квартире киношники переклеили обои, в подъезде покрасили стены, а заодно облагородили двор, чему очень обрадовались жители соседних домов. Кронштадту повезло меньше – ради небольшой сцены на местном пирсе пришлось спилить все перила. Уж очень современно они выглядели... Впрочем, после окончания съёмок ограждение восстановили, так что набережная всё же не слишком сильно пострадала во имя искусства.
ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ РАНЕВСКОЙ?
Съёмки сериала задерживались надолго в том числе и потому, что невероятно сложно было найти актрису на главную роль. Можно ли воспроизвести обаяние Фаины Раневской, её энергию, её воздействие на зрителей? Практически все претендентки на роль отвечали, что смогут или хотя бы попробуют это сделать. И только актриса Мариэтта Цигаль-Полищук искренне сказала, что это невозможно. Ей и досталась эта роль! «Я не считаю, что вообще кому-то дозволено повторить образ Фаины Георгиевны в кино, – объясняет свою позицию актриса. – Но оправдываю себя тем, что играла не её, а персонажа, которого мы нафантазировали вместе с режиссёром и сценаристом. Наша героиня – фантазия о том, как мог жить человек в условиях, приближенных к тем, которые были в жизни Раневской». Кстати, Мариэтта и до этого несколько раз пробовалась на роль Фаины Георгиевны в других проектах, которые, правда, не состоялись. Так что о своей героине она знает многое. «Всё, что можно прочитать о Раневской, я прочитала задолго до проб. Не очень люблю биографические книги, но почему-то именно о Раневской было интересно читать... – признаётся артистка. – Ещё нашла контакт Елены Антоновны Камбуровой, которая дружила с Фаиной Георгиевной. Пришла к ней попросить совета. Она на меня посмотрела как на сумасшедшую, благословила и пожелала доброго пути...» Чтобы точнее скопировать интонацию и мимику своей героини, перед съёмками каждого эпизода Мариэтта пересматривала фрагменты фильмов и телеспектаклей Раневской того или иного времени. Ведь в сюжет сериала вплетены съёмки самых знаменитых кинокартин Фаины Георгиевны. Бывало такое, что лицо Мариэтты снимали на фоне специального экрана и потом вставляли в культовые сцены – уж тут-то ошибиться было никак нельзя. Так что подготовка актрисы была вовсе не лишней!
ПРИКОСНУТЬСЯ К ЛЕГЕНДЕ
Среди друзей и знакомых Фаины Раневской было множество интереснейших людей. Воплотить эти образы на экране доверили целой плеяде известных актёров. Например, отца Фаины, состоятельного купца Гирша Фельдмана, сыграл Семён Стругачёв. Отношения между отцом и дочерью, которые обладали похожими непростыми характерами, были сложными, и играть этот накал страстей, по словам актёра, тоже было непросто. К тому же дело было в разгар лета на юге. «Были очень жаркие дни, на улице было +40, а на площадке и вовсе +60. Все костюмные сцены были очень трудными, – признаётся актёр. – В одной из сцен Гирш призывает Фаину выйти замуж за врача, а она отвечает, что у неё другие планы на жизнь. Эта сцена совсем у меня не получалась. В конце концов я очень нервно её сыграл. И, как ни странно, просматривая материал, понял, что получилось очень здорово!» Александр Домогаров воплотил образ легендарного актёра Василия Качалова, друга Фаины. «Что такое Василий Иванович Качалов, нынешнему поколению, наверное, не объяснить, – рассуждает он. – Это своеобразная легенда. Но меня спасало как артиста то, что у Качалова всего две роли в кино: одна – вступительные слова перед картиной, а вторая – небольшая роль. И всё, его как артиста кино никто не знает...» Ирина Гринёва сыграла Любовь Орлову, Полине Кутеповой досталась роль Павлы Вульф, звезды провинциальных театров, дружбу с которой Раневская пронесла через всю жизнь. А Эмилия Спивак неожиданно для многих перевоплотилась в балерину – её героиня, танцовщица Екатерина Гельцер, помогла юной Фаине получить работу в театре. «Конечно, хотелось бы сказать, что во всех сценах мы со Стасом Эрдлеем, который сыграл партнера Гельцер Жоржа, танцевали сами. Но это не так, – признаётся актриса. – Хотя что-то пришлось изобразить. В один из съёмочных дней на площадку приходил педагог, показывал нам позиции рук и ног, как держаться на касках – это современное название пуантов. Стоять на пуантах мне и раньше доводилось, когда училась в институте, просто я не умела на них танцевать, а на съёмках пришлось чуть-чуть овладеть навыком». Но абсолютно все участники съёмок признаются в любви к Фаине Раневской и в том, что рады прикоснуться на экране к судьбе любимой актрисы. А насколько это у них получилось – судить зрителям!