Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ВРЕМЯ, НАЗАД!
ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ МУРМАНСКА
1
2
3
4
5
6
Замечательный киносказочник Александр Роу слыл в среде коллег настоящим волшебником. Не было такой задумки, даже самой невероятной, которую он не сумел бы воплотить на экране. И это до появления спецэффектов и компьютерной графики! В 1962 году Александр Артурович совершил чудо другого рода. С его подачи в Советском Союзе, где официально отменили Рождество, появился самый настоящий рождественский фильм – «Вечера на хуторе близ Диканьки». Впрочем, чтобы это чудо произошло, постараться пришлось всей съёмочной группе...

РЕЖИССЁР СХИТРИЛ
К произведениям Николая Васильевича Гоголя в Советском Союзе относились с большой симпатией. Александр Роу об этом знал не понаслышке. В 1952 году режиссёр экранизировал гоголевскую повесть «Майская ночь, или Утопленница». Работа над фильмом шла легко, и критики восприняли картину благосклонно. Поэтому когда почти десять лет спустя Роу задумал перенести на экраны повесть «Ночь перед Рождеством», он рассчитывал на одобрение чиновников от кино. Но не тут-то было! Слово «Рождество» привело бюрократов в ужас. И режиссёру отказали. Но Александр Роу не привык сдаваться перед трудностями, и вскоре он придумал выход. Будущий фильм получил название всего цикла гоголевских повестей – «Вечера на хуторе близ Диканьки». Против этого у худсовета возражений не нашлось. Ну а чтобы окончательно задобрить чиновников, киносказочник сделал гораздо более смешными, чем в оригинале, «религиозные» образы – дьяка и чёрта. И пусть с задумкой самого Гоголя это немного расходится, зато фильму определённо пошло на пользу. А вызвавшее столько критики название упрямый режиссёр всё равно умудрился вставить в кинокартину. Ведь открывается она кадрами перелистываемой книги Гоголя, и именно на названии «Ночь перед Рождеством» камера останавливается!

ОКСАНА МОДНИЧАЛА В КИНО И В ЖИЗНИ
Красавицу Оксану, из-за каприза которой кузнец Вакула отправился в Петербург, искали долго. Ходят слухи, что Роу отсмотрел больше 5000 претенденток на роль! А встретил нужную актрису совершенно случайно. Юная Людмила Мызникова училась на филологическом факультете, но параллельно играла в театральной студии и была увлечена кино. Она частенько забегала на пробы на Киевскую киностудию имени Довженко. И однажды отправилась туда в очередной раз – как обычно, эффектно одетая: в белой шубе и модном платке. Кокетливая девушка попалась навстречу Александру Роу, и тот воскликнул: «Вот моя Оксана!» Роу не ошибся: Людмила Мызникова признаётся, что в юности действительно напоминала свою героиню. «По характеру я была – один в один Оксана, – вспоминает актриса. – Думалось: вот иду по улице – и все витрины отражают, какая Людмила красивая! А солнце, казалось, светит для меня одной. Что и говорить, юная была, взбалмошная, наивная...» Конечно, Людмила была счастлива, получив свою первую главную роль в кино. Но строгие родители девушки едва не поставили на этой мечте крест: отпускать дочь в далёкую Мурманскую область они не хотели. Александру Роу пришлось лично отпрашивать юную актрису у мамы. Конечно, на съёмках Людмила очень скучала по дому и родным. И это помогло ей... очень убедительно плакать! «Я вспоминала дом – и рыдала!» – рассказывает актриса. К счастью, всё это горе оставалось в кадре, а на съёмках происходило много смешного.

СОЛОХА ПОТОЛСТЕЛА ПОНАРОШКУ
В роли деревенской ведьмы Солохи режиссёр видел только Людмилу Хитяеву. Так что пробы актрисе проходить не пришлось. Но на долю Людмилы Ивановны всё равно выпало немало волнений. Не успела актриса узнать о своём утверждении на роль, как тут же была вынуждена от неё отказаться. Причина оказалась весомая. В перерыве между съёмками Хитяева решила повидать сына и отправилась с ним на лыжную прогулку. И эта прогулка закончилась тем, что актриса, съёзжая с горы, врезалась в дерево. Конечно, она была в ужасе: как сниматься со сломанным носом, синяками и отёками? Однако Александр Роу решил терпеливо ждать, пока Хитяева восстановится. Заживление прошло быстро, и вскоре о происшествии напоминала лишь небольшая горбинка на носу актрисы. Причём режиссёра эта горбинка привела в восторг, он увидел в ней что-то ведьминское. И немедленно добавил в кинокартину крупные планы Солохи в профиль! Впрочем, кое-что в актрисе всё-таки не соответствовало задуманному и Гоголем, и Роу образу ведьмы. Людмиле Хитяевой был всего 31 год, и она была очень стройной. А героиня – дама в самом соку, за сорок, и к тому же согласно деревенским канонам красоты довольно плотная. Как быть? На помощь пришли костюмеры. Чтобы сделать фигуру Хитяевой более внушительной, ей подкладывали специальные толстинки. Дополнительный объём придавали и многочисленные слои юбок. Ну а второй подбородок актриса изобразила очень просто: специальным образом наклоняла голову!

ЧЁРТ ЗАМЁРЗ ПО-НАСТОЯЩЕМУ
Георгий Милляр, один из любимых актёров Александра Роу, как-то сказал: «Мне всегда нравился реалистический подход Александра Артуровича к сказке, это делает сказку серьёзным делом». Весомой долей этого реализма фильм обязан самому Милляру. Ведь актёр не жалел себя, создавая свои образы. Костюм чёрта, например, поначалу был сшит из меха. Но он мешал двигаться, и Георгий Францевич попросил вместо этого тонкое трико. В нём было, конечно же, очень холодно, но зато движений эта одежда не стесняла. Сцену, где Вакула окунает чёрта в прорубь, Роу поначалу собирался снимать в павильоне. Но Милляр храбро заявил, что полезет в настоящую прорубь! И сделал это. Артист выдержал всего два дубля, после каждого его закутывали в тулуп и отпаивали горячительным. Но и этого хватило. А вот полёт чёрта Георгий Францевич поначалу изображать не хотел. Он очень боялся высоты. К тому же для съёмок этого трюка наняли циркового акробата. Но дублёр неожиданно получил травму, и «летать» всё-таки пришлось самому Милляру. К актёру прицепили страховочный трос, который покрасили в чёрный цвет, и подняли в воздух. На фоне чёрного бархата, изображавшего небо, троса не было видно. Ну а смешные движения, которые чёрт совершает во время полёта, – импровизация Милляра. Говорят, он так увлёкся сочинением этих кульбитов, что под конец абсолютно забыл о своей фобии и выделывал коленца в воздухе даже при выключенной камере.

ДИКАНЬКА ПЕРЕЕХАЛА НА СЕВЕР
Гоголевская Диканька – реально существующее место в Полтавской области Украины. Стремясь к правдоподобию, киношники собирались снимать фильм именно в тех местах. Но процесс подготовки к съёмкам затянулся до весны, а к этому времени украинские пейзажи совсем уже не напоминали рождественские. Пришлось искать заснеженные просторы в других концах Советского Союза. И нашлись они за Северным полярным кругом, на Кольском полуострове. Малороссийскую деревеньку с белыми хатами и небольшой церквушкой соорудили в Мурманской области, неподалёку от посёлка «13-й километр» под Кировском. Дивчинами и парубками стали студентки и рабочие-горняки Кировска. Конечно, когда в городе появились объявления о наборе массовки для кино, желающие повалили на съёмочную площадку толпами. Но отбор был довольно строгим: ассистенты режиссёра тщательно отсеивали кандидатов и кандидаток со слишком современной внешностью. У девушек, например, ни в коем случае не должны были быть накрашены ногти. И хоть участники массовки были людьми северными, закалёнными, киношники по-своему заботились о том, чтобы они не простыли. Начинающих артистов просили кататься с горки и играть в снежки не только в кадре, но и в перерывах. Так и согреться можно было, и весёлый настрой поддерживался. А вот срывать на морозе голоса никому не пришлось. В сцене колядования звук хорового пения шёл из машин, поставленных неподалёку, а артисты только открывали рты. Кстати, в благодарность за помощь киношники устроили премьеру «Вечеров...» именно в Кировске. И только потом кинолента разошлась по всему Советскому Союзу. Но и в маленьком посёлке, и в больших городах этот фильм зрители встретили с восторгом!