25 мая народному артисту России Александру Калягину исполнится 80 лет. Режиссёр Анатолий Эфрос говорил о нём: «Он эталонный артист – он может сыграть всё! Для него нет заданий, которые он не мог бы выполнить. Любой гротеск – пожалуйста! Причём всё это он выполняет как-то по-своему». Калягин – яркий театральный актёр, автор более чем 60 кинообразов, создатель и бессменный худрук столичного театра Et cetera, председатель Союза театральных деятелей России, режиссёр и даже... дипломированный медик! «Пожалуй, я уже могу целое пособие издать в серии «Как это делается», – смеётся он сам. Нам удалось узнать, что привело Александра Александровича к такому успеху.
ПОСТОЯННОЕ КРИВЛЯНИЕ
«У меня часто спрашивают: «А почему у вас грустные глаза?» Наверное, потому, что я с детства впитал трагикомический способ существования, – шутит Александр Калягин. – Бедная моя мама! Как же ей доставалось от меня! В детстве я был тяжёлым «клиентом». В пятилетнем возрасте вдруг полюбил цирк и убегал туда постоянно. Мама вынуждена была отменять свои лекции (она преподавала французский) и разыскивать меня с милиционером, а я приседал между рядами, чтобы они меня не нашли. Ненавидел муштру, которая была в школе, плохо учился... А моя интеллигентная мама Юлия Мироновна настойчиво пыталась учить меня ещё и музыке. И однажды в знак протеста я сел на свою скрипку и просто её раздавил! А в семь лет я вдруг начал мечтать стать артистом. И с тех пор всю жизнь выстраивал как театр. Так что главное моё воспоминание
из детства – постоянное кривляние». С детства Сашиными кумирами были Чарли Чаплин и Аркадий Райкин: мальчишка часами мог стоять перед зеркалом и изображать то одного, то другого. Желая поддержать увлечение сына, Юлия Мироновна заказала плотнику маленький макет домашнего театра – со сценой, с кулисами... «Я звал соседских мальчишек из нашей коммуналки на одиннадцать комнат, усаживал на пол, открывал занавес – и начиналось представление. Мамины бусы превращались в хищную змею, шкатулка с бижутерией – в сундук с сокровищами, чайная чашка – в карету… И это настолько глубоко вошло в кровь, что и сегодня в кресле худрука театра или чиновника в Союзе театральных деятелей я быстро теряю серьёзность и начинаю дурачиться», – признаётся Калягин. Когда пришло время продолжать образование Саши, родственники на семейном совете постановили, что всё-таки надо получить «нормальную» профессию. Так и получилось, что Калягин закончил медучилище по специальности «акушер», а затем два года проработал фельдшером на «скорой». «Я никогда не жалел об этом времени. Но именно тогда я окончательно убедился в том, что моё призвание – актёрское мастерство», – говорит Александр Александрович.
УБЕДИТЕЛЬНОЕ «ОПЬЯНЕНИЕ»
В Театральное училище имени Щукина Александр Калягин поступил легко, но уже после второго курса его чуть было не отчислили за профнепригодность: мало того, что педагоги считали, что этот студент не подходит ни под один из типажей, так к тому же у Калягина были из рук вон плохие оценки по главному предмету – мастерству актёра... От отчисления его спас случай. «Товарищ надоумил меня сыграть сценку по рассказу Чехова о молоденьком гимназисте, который, готовясь к свиданию, напивается от страха и волнения. И я так убедительно изобразил все стадии опьянения от бутылки к бутылке, что ректор училища Борис Евгеньевич Захава признал этюд лучшим на курсе и постановил меня не отчислять. А уже к концу четвёртого курса меня наперебой приглашали во все театры!» – вспоминает артист. В 1967 году выпускник «Щуки» Александр Калягин пришёл в Театр имени Ермоловой, а уже через год стал там звездой – зрители валом шли оценить его Поприщина в «Записках сумасшедшего». И именно эту роль Александр Александрович считает началом своей карьеры. Но лучшие свои театральные роли артист, по его собственному мнению, сыграл всё-таки у великого Олега Ефремова во МХАТе – этот театр стал для него родным домом более чем на четверть века.
ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ЛЫСИНА
Именно Олег Ефремов уговорил Калягина сыграть Ленина в культовом в своё время мхатовском спектакле «Так победим!» «Я же искренне считал, что политические портреты – не мой жанр. Как и роли военных. Сколько ни приглашали на подобные роли – это заканчивалось ничем. Стоило нарядить меня в форму, водрузить на голову фуражку, как людей охватывал приступ гомерического хохота. Вот и во МХАТе мне тоже до этого никогда не предлагали играть исторических персонажей, тем более пламенных большевиков. Так что подготовка к спектаклю шла своим чередом, на доске объявлений уже вывесили бумагу с распределением ролей, но напротив фамилии главного героя по-прежнему стоял прочерк... Тем более что и тогдашний министр культуры Пётр Демичев категорически возражал: мол, как это какая-то тётка Чарлея из кинокомедии Ленина сыграет... Но Ефремов меня отстоял», – рассказывает Александр Александрович. О том, как создавался этот образ, очень любил вспоминать старейший художник-гримёр МХАТа Николай Максимов. «Помню, Калягин пришёл ко мне за советом. «Ефремов хочет, чтобы я играл Ильича без грима, – делился со мной сомнениями Сан Саныч. – Просто вышел в пиджаке и галстуке на сцену. А узнают ли зрители Ленина?» Я поддержал артиста: «Саша, ни в коем случае не соглашайся, ведь тогда ты будешь играть не Ленина, а галстук и пиджак Ильича». Публике нужен знакомый образ, – рассказывал Николай Митрофанович. – И мы с ним придумали сложный грим, который сделал его очень убедительным в этой роли. А образцом для нас был мозаичный портрет вождя мировой революции на станции метро «Библиотека им. Ленина». А ещё мы решили, что у Ленина обязательно должна быть положительная лысина! И чтобы сделать её максимально обаятельной, нужно было чётко соблюсти графический рисунок: высоту бордюрчика, его конфигурацию, цвет... В те годы ленинская тема была обязательной в каждом театре, поэтому вскоре гримёры из местных театров стали приезжать к нам на мастер-классы». За создание образа Ленина в этом спектакле Николай Максимов получил звание заслуженного деятеля искусств, а Калягин – Государственную премию СССР.
ГРЕЧКА
Карьера Калягина в кино началась в 1967 году и тоже сложилась блестяще. Он снимался в фильмах Абрама Роома, Михаила Швейцера, Никиты Михалкова и многих других известных режиссёров. Одним из самых серьёзных профессиональных испытаний сам артист считает съёмки в картине «Неоконченная пьеса для механического пианино», где он сыграл школьного учителя Михаила Платонова. Режиссёр фильма Никита Михалков предъявил тогда к актёру весьма серьёзные требования. В архиве Калягина до сих пор хранится первая фотопроба: на чёрно-белой фотографии режиссёр «уполовинил» фломастером силуэт актёра, а также прочертил нужный ему абрис внутри круглого калягинского лица и сказал: «Влезешь в этот размер – роль твоя!» В итоге Калягин целый месяц просидел на одной гречке, сбросил 25 килограммов и в заданные параметры «влез»! На тех съёмках артист выложился на все сто. Съёмки «Неоконченной пьесы...» завершились 18 сентября 1977 года. На следующий день МХАТ уехал в Болгарию на гастроли. В Софии Калягин вошёл в гостиничный номер, лёг спать и проснулся... через сутки. Коллеги беспокоились, стучали, но всё было бесполезно... Артист спал. «Полжизни унёс мой Платонов, – писал он тогда в дневнике. – А ведь когда я посмотрел черновой вариант фильма, не узнал сам себя. Я испугался, понял, что провалил роль. Я так привык к своим штучкам-дрючкам, к своим штампам, ужимкам, и вдруг смотрю – на экране другой человек. Это не Калягин, это не я! И ощущение ужаса... Меня тогда Никита выручил. Он мне тихо-тихо на ухо сказал: «Запомни, ты сыграл свою лучшую роль!»