Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ВРЕМЯ, НАЗАД!
ЛЕЧЕБНЫЙ ЦЕМЕНТ ДЛЯ "ДЖЕНТЛЬМЕНОВ УДАЧИ"
1
2
3
4
5
6
Есть поговорка: «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт». Один из самых любимых зрителями отечественных фильмов – «Джентльмены удачи» – подтверждает этот закон. Слово «удача» фигурирует не только в названии кинокартины, успех сопровождает этот фильм с самой премьеры в 1971 году. А сколько удачных событий осталось за кадром и произошло на съёмках этой комедии!

УДАЧА СЦЕНАРНАЯ
Режиссёру Александру Серому повезло с друзьями. Жизнь его сложилась драматично. Ввязавшись в драку из-за ревности, Александр Иванович попал в тюрьму. Когда вышел, попытался вновь вернуться к своей профессии, но снятые им фильмы киночиновникам не нравились, и карьера режиссёра едва не пошла под откос. На киностудиях ему больше не доверяли и работу давать не спешили. К счастью, о проблемах Серого узнал его бывший однокурсник Георгий Данелия. Он понял, что опальному режиссёру может помочь хороший сценарий. И поскольку сам в то время был ничем не занят, взялся вместе с Серым этот сценарий написать. В помощницы друзья взяли писательницу и начинающую сценаристку Викторию Токареву – и работа закипела. Присутствие молодой хорошенькой девушки влияло на процесс более чем положительно – мужчины старались показать себя с лучшей стороны и работали с огоньком. Данелия позже вспоминал: «Я, выпендриваясь перед Токаревой, очень старался придумывать смешное, и Вика хохотала так, что у собаки, которая дышала воздухом на соседском балконе, через неделю случилось нервное расстройство. Хозяева вызвали доктора. Доктор выписал собаке успокоительные капли и велел на балкон её больше не выпускать...» В итоге сценарий получился таким удачным, что ещё до выхода фильма люди его расхватывали как книгу, перепечатывали и брали друг у друга почитать. А однажды Данелии позвонили из Министерства обороны – и тоже попросили принести сценарий. Георгий Николаевич поначалу напрягся – мало ли какие претензии могли предъявить будущему фильму военные. Но потом оказалось, что Александр Серый дал почитать сценарий своему соседу, который работал в этом министерстве. И теперь всем местным работникам было интересно, над чем же так хохочет их коллега... Конечно, при такой популярности «Джентльменам удачи» дали зелёный свет и разрешили съёмки.

УДАЧА ЦЕНЗУРНАЯ
Достоверно неизвестно, какой именно вариант сценария так восхитил работников «Мосфильма», поскольку его переделывали несколько раз. Например, перевоспитывать воров изначально должен был вовсе не заведующий детсадом, а работник милиции. Но эту идею авторы «Джентльменов удачи» решили обсудить с министром внутренних дел СССР Никитиным. Тот замысел не оценил и напустился на киношников с критикой: «Что это за ерунда! Зачем тогда нужны тюрьмы и карательные органы?» Стало ясно, что в таком виде чиновники комедию не пропустят. И доброго милиционера заменили на работника детского сада – правда, с фронтовым прошлым. Милиции же зрители обязаны яркими выражениями, которых так много в фильме. В раннем варианте сценария было много тюремных выражений – Александр Серый поделился с коллегами своими знаниями в этой области. Но высшим милицейским чинам это не понравилось. Пришлось разбавить настоящий уголовный жаргон придуманным. Отсюда «ругательства» «сосиска», «Навуходоносор» и, конечно же, «редиска – нехороший человек». Кстати, идею насчёт «редиски» Виктория Токарева подсмотрела у... Ленина! Вождь мирового пролетариата в одном из своих писем так отзывался о Троцком: мол, он как редиска – красный снаружи, белый внутри. То есть лицемер и действительно нехороший человек. Вот так сборник сочинений классиков марксизма-ленинизма обогатил советский кинематограф. К такому цензоры не могли придраться точно.

УДАЧА АКТЁРСКАЯ
Конечно, несомненная удача «Джентльменов...» – блестящий актёрский состав. А между тем поначалу практически на все роли в этом фильме были утверждены другие актёры. Троицу мошенников должны были сыграть Андрей Миронов, Ролан Быков и Юрий Никулин. Герой Миронова воровал машины, герой Быкова был фальшивомонетчиком, а Никулин должен был изобразить профессионального многожёнца. Но актёры отказались от ролей. Пришлось придумывать новых героев – так появились Хмырь, Косой и Василий Алибабаевич. На роль Хмыря пробовался Лев Дуров, но Георгий Вицин сыграл ярче. Василия Алибабаевича могли сыграть Фрунзик Мкртчян или Владимир Этуш, но обоим помешали обстоятельства. Уже отчаявшись, режиссёр обратил внимание на Раднэра Муратова, который изначально был утверждён на маленькую роль начальника тюрьмы. Провели пробы – и герой был найден! А вот Косого авторы фильма не искали. Георгий Данелия с самого начала считал, что эту роль должен сыграть Савелий Крамаров. Даже неудачные первые пробы Крамарова не смутили сценариста. И Данелия смог убедить в своей правоте всю съёмочную группу. И только кандидатура на роль Доцента/Трошкина ни разу не вызвала возражений ни у съёмочной группы, ни у худсовета. Евгений Леонов очаровал всех. Но пользоваться этим не стал, а подошёл к работе серьёзно. К каждому съёмочному дню он тщательно готовился. Например, для сцены, где герои переодеваются в женские наряды, сам придумал себе костюм и образ. В таком виде, никого не предупредив, Леонов явился на съёмочную площадку... – и его едва оттуда не выгнали с криками: «Бабушка, не мешайте!» Говорят, актёр был очень доволен.

УДАЧА РЕКВИЗИТОРСКАЯ
Советские киношники известны своим умением решать сложные художественные задачи оригинальными способами. Так было и на съёмках «Джентльменов удачи». Как, к примеру, изобразить поездку героев в цистерне с цементом? Реквизиторы долго ломали над этим голову и даже советовались с химиками. «Сначала попробовали пиво, но оно не такое густое, как цемент, – рассказывала директор картины Александра Демидова. – Потом решили посадить актёров в манную кашу. Но каша оказалась хороша только в горячем виде, а как только остывала, превращалась в комки. Не будем же мы заставлять заслуженных артистов купаться в кипятке! Тогда химики придумали состав: нечто среднее между бражкой и манной кашей. Он был тёплым и вязким и на экране смотрелся как цемент». Раднэр Муратов потом вспоминал, что состав был липким и противным, актёры старались побыстрее смыть его с себя. Все, кроме Георгия Вицина: ему кто-то сказал, что эта смесь обладает целебными свойствами, так что вылезать из цистерны актёр не спешил. Кстати, одежду, которую снимали и сушили герои в следующем эпизоде, окунули в настоящий цемент, и застыла она на самом деле. Настоящим был и пожар, который в одной из сцен устроил горе-повар Василий Алибабаевич. Дом, в котором герои проживали после побега из тюрьмы, был реальным зданием. Оно предназначалось под снос, там никто не жил, поэтому городские власти великодушно разрешили съёмочной группе делать что заблагорассудится. И киношники развернулись от души – дом спалили дотла. «Всё горело по-настоящему, – рассказывала Александра Демидова. – К счастью, Раднэр Муратов во время взрыва не пострадал, все меры предосторожности были приняты. Но беда подкралась с другой стороны: съёмочная группа настолько увлеклась процессом, что перестала замечать опасность. В результате операторов и ассистентов буквально за шиворот вытаскивали из пламени». Ходят слухи, что позже, разбирая завалы сгоревшего дома, рабочие нашли на этом месте клад.

УДАЧА ПРОКАТНАЯ
Говорят, «Джентльмены удачи» могли не выйти в прокат – фильм показался кому-то из чиновников скучным. Но ситуацию спасла... милиция! Зять Леонида Брежнева, полковник МВД Чурбанов, взял картину на дачу к своему тестю. Во время просмотра Генсек так хохотал, что судьба фильма однозначно была решена. В декабре 1971 года «Джентльмены удачи» вышли на экраны кинотеатров и произвели настоящий фурор. Расходы на съёмки фильма окупились больше чем в десять раз! В кассах кинотеатров стояли очереди. В какой-то момент билеты на фильм было очень трудно достать: их скупали спекулянты, а затем продавали по цене в несколько раз дороже. Но популярность этой комедии была так велика, что зрители соглашались переплачивать. К счастью, сейчас всеми любимый фильм часто показывают по телевизору, и для того, чтобы посмеяться от души, не нужно идти на хитрости. А очарование «Джентльменов удачи» со временем не угасло – картину по-прежнему обожают зрители.