Нина Ивановна Русланова отмечает свой день рождения 5 декабря. В этом году актрисе исполняется 75 лет. Она сыграла более 150 ролей в различных фильмах и могла бы, наверное, по этому показателю повторить рекорд Армена Джигарханяна. Руслановой, актрисе от бога, подвластны любые образы, но больше всего она любит играть сильных женщин. Они ей близки по духу. Именно эта сила духа помогла ей из воспитанницы детдома превратиться в одну из самых признанных актрис нашего кино.
СИЛА ХАРАКТЕРА
Детство Нины Руслановой счастливым не назовёшь. В 1945 году, когда ей было два месяца, она оказалась в детдоме. Там ей дали имя Нина и отчество Ивановна. Но только в пятилетнем возрасте девочка получила и фамилию, и дату рождения. На одном из утренников Нина так лихо рассказывала стихи, что пришедшая на праздник женщина-инспектор не удержалась и спросила, знает ли девочка такую певицу, – Лидию Русланову. Конечно, маленькая воспитанница в этом возрасте о такой не слышала, в чём простодушно призналась. «Отныне будет у тебя эта фамилия, если не возражаешь». – решила инспектор. А вот день рождения Нине Руслановой дали выбрать самой. Сунули в руки календарь и велели найти понравившуюся дату. Она перелистала почти весь «перекидник» и в конце уже наткнулась на День Сталинской Конституции. Решила остановиться на нём. Во-первых, листок был красного цвета, поскольку день был выходным. А во-вторых, на нём был изображен сильный мужчина, который держал на руках девочку. Жизнь в детдоме в послевоенные годы была непростой. «Но тогда таких, как я, было полстраны. Выживали как-то, – вспоминает актриса. – Мне не нравится словосочетание «внутренний стержень», но, вероятно, этим самым стержнем я обзавелась в 1950-е годы».
СИЛА ВОЛИ
После восьмилетней школы Нина Ивановна окончила профтехучилище по специальности «штукатур». Год она честно занималась ремонтом квартир. Но, чувствуя тягу к искусству, решила резко изменить свою жизнь. Нужно было быть очень сильной и смелой, чтобы отказаться от гарантированного заработка и общежития и пойти в неизвестность. Нужно было не испугаться детдомовского прошлого и не побояться оказаться в окружении интеллектуальных студентов. Русланова сумела поступить в Харьковский театральный. И всё благодаря природному таланту и силе воли. Здесь на третьем курсе её приметили два столичных молодых актёра, прибывших в Харьков на гастроли. Они уверили Нину, что с её талантом нужно ехать в Москву и поступать в Щукинское училище. Они выяснили, что в тот год был объявлен дополнительный набор – правда, юношей. Договорились со знакомыми преподавателями, и те дали добро на прослушивание. Как назло, перед этим Нина Русланова травмировала себе ногу на спортивных соревнованиях. Но это не остановило девушку, она всё равно отправилась в столицу. Хромая, чуть ли не на костылях, появилась перед приёмной комиссией Русланова и заявила: «Прослушайте меня как мальчика, я согласна играть мужские роли!» И её приняли! Правда, с одним условием: если за год абитуриентка исправит свой ужасный южно-украинский акцент. Нина Ивановна пообещала – и слово своё сдержала. Каждый день она декламировала тексты в пустой душевой, где была хорошая акустика, и через год уже говорила правильно.
СИЛА ДОБРА
Приехав в Москву, Нина Русланова оказалась одна в огромном городе. Для девочки из детдома это было очень тяжело. Ей было нелегко и материально, и морально. Стипендия была маленькой, а помогать было некому. В этой ситуации Русланову буквально спасла её педагог Вера Константиновна Львова. Она взяла девушку к себе в семью. Муж преподавательницы, дочь, зять – все прониклись к сироте добрым чувством. «Я жила у них в семье, и для меня их уклад жизни стал открытием, – вспоминает актриса. – Училась не только одеваться. Помню, резала хлеб большими, сытными кусками, по-детдомовски. Вера Константиновна подсказывала очень тактично: «А для меня можно потоньше?» Русланова до сих пор считает этих людей чуть ли не святыми: «Когда я выходила замуж, они мне устроили свадьбу! У меня всё было как у людей – в доме накрыт большой стол, за которым сидели наши друзья и большая семья Веры Константиновны, ставшая моей семьёй». Что добро – это тоже сила, Нина Русланова усвоила и запомнила благодаря семье Львовых.
СИЛА СЛАВЫ
Путь к актёрской славе, известности был для Нины Руслановой тернистым. Ещё студенткой она снялась в фильме «Короткие встречи» в паре с Владимиром Высоцким. Она грезила, что после выхода картины в свет проснётся знаменитой, как Наталья Варлей. Однако судьба распорядилась иначе. Фильм положили на полку, и новой главной роли пришлось ждать ещё десяток лет. Началом звёздного периода в жизни актрисы можно считать телеэпопею «Тени исчезают в полдень», где Русланова сыграла роль Марьи Вороновой, председателя колхоза. Здесь во всей красе проявился её характер, сильный и смелый, ничего и придумывать было не нужно. Но простой зритель ещё не узнавал актрису на улице. Как-то водитель такси, в котором она ехала, стал хвалить этот фильм, шедший по телевизору. Нина Ивановна не удержалась и сказала: «Так это же я!» Но шофёр не узнал её и отругал как самозванку. А настоящая слава пришла к Нине Ивановне после телесериала «Цыган», где она сыграла разбитную деваху Катьку Аэропорт. Пришла и народная любовь. Актрису стали узнавать на улицах, в магазинах, в транспорте. Пошли письма, посылки. Как-то раз поклонники с Камчатки прислали ей почтой несколько килограммов чёрной икры. Надо сказать, в то время почти все продукты выдавались по талонам, и так вышло, что, кроме икры, в тот период в холодильнике актрисы не было ничего... Дочь Нины Ивановны Олеся рассказывает: «Больших, в смысле дорогих, подарков я от поклонников не помню, если и вручали, то меня в тот момент не было с ней рядом. А вот небольшие, но всё равно от чистого сердца, – это да. У нас дома всегда была целая батарея из баночек с закрутками: то варенье, то огурцы по каким-то особым рецептам...»
СИЛА СИЛЫ
Нужно сказать, что Нина Ивановна обладает не только силой духа, но и физической силой. В фильме «Собачье сердце» она на руках держит актёра Толоконникова, играющего Шарикова. И это никакой не трюк и не дубляж. «Да, было время, могла мужиков на руках носить», – со смехом вспоминает этот эпизод Нина Русланова. А вот другой её партнёрше повезло меньше. Когда Русланова снималась в картине «Завтра была война» она, по сценарию, давала пощёчину девушке Искре, которую играла студентка ГИТИСа. После сцены девушка подошла к режиссёру и заявила: «Второго дубля не будет, она меня убьёт!» Пришлось Нине Ивановне и в кинематографической драке поучаствовать. Снимаясь в телесериале «Цыган», она подружилась с Кларой Лучко, с которой у героини Руслановой, по сюжету, происходит конфликт из-за главного героя. Обе его любят! Накануне съёмок актрисы обычно обсуждали завтрашние съёмочные сцены. Им показалось скучным просто поругаться. Мол, сцена слабая, надо её усилить. А для советского кинематографа женская драка была сценой экзотической, редкой. К тому же актрисы решили драться мокрым бельём. Поначалу дело не шло, обе боялись сделать сопернице больно, но когда съёмка затянулась, – а происходило всё под проливным дождем, – драться начали по-настоящему. Потом ещё неделю гримеры замазывали им синяки. В общем, для съёмок Русланова сил не жалела – ни актёрских, ни физических.
СИЛА МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ
Свою дочь Олесю Нина Русланова родила, по меркам того времени, поздно – в возрасте 33 лет. Врачи предупреждали, что роды могут плохо закончиться для актрисы, ведь у неё нашли болезнь сердца. Но Русланова настояла. Нашла акушеров, которые не испугались взять ответственность на себя. В итоге девочка родилась здоровой, и с мамой всё было хорошо. Когда дочь Олеся подросла, Нина Ивановна развелась с её отцом – предпринимателем Геннадием Рудаковым. Обошлось без склок и скандалов. Олеся могла общаться и с отцом, и с мамой. С раннего возраста Нина Ивановна приучала дочь к самостоятельности и к творчеству. Олеся снялась вместе с мамой в нескольких фильмах, например «Хлеб – имя существительное». Но всё же работа отрывала Русланову от ребенка. В 1970–1980-е она была особенно востребована. Снималась в 6–7 фильмах в год. Когда дочке стало совсем не хватать мамы, Олеся устроила собственное похищение, чтобы привлечь внимание Нины Ивановны. Инсценировка помогла. Русланова повинилась перед дочерью и с тех пор старалась разлучаться с ней как можно реже. Брала её во все командировки, на все съёмки. Олеся говорит, что благодаря этому она не захотела идти по стопам знаменитой мамы: «Навидавшись гастрольной жизни, я понимала, как сложно построить семью популярной актрисе, а я очень хотела свою семью». В итоге девушка стала юристом. Желание насчёт семьи сбылось – Олеся подарила Нине Ивановне внука Константина, в котором знаменитая бабушка души не чает. Актриса читает ему сказки собственного сочинения, называет Константином Сергеевичем – как Станиславского – и мечтает, что мальчик станет артистом.