«Я – самая обаятельная и привлекательная», – старательно повторяла скромная сотрудница конструкторского бюро Надя Клюева в одноимённой комедии. Самовнушение, как мы помним, не подействовало, и все планы Нади по завоеванию будущего мужа пошли прахом. Зато герои этой комедии покорили сердца зрителей! В этом году фильм «Самая обаятельная и привлекательная» отмечает 35-летие, и к его юбилею мы в нашей традиционной рубрике «Время, назад!» выясняем, как завоёвывалась эта любовь.
СОХРАНЯТЬ НЕПРИСТУПНОСТЬ
Режиссёр Геральд Бежанов видел в главной роли только Ирину Муравьёву. «На мой взгляд, она была единственной актрисой, которая смогла бы очень тонко провести эту роль. И в комедийном ключе, – объясняет он. – У неё интересная внешность, она такая была пухленькая, необычная. Я говорил, что без Муравьёвой не буду снимать, и точка! Без Муравьёвой не получилась бы картина». Увы, саму актрису картина совершенно не привлекала. В тот период Муравьёва мечтала об авторском кино, вдумчивом и серьёзном. А тут – комедия! Да ещё и от начинающего, никому не известного режиссёра. «И я получил от неё категорический отказ. Но почувствовал, что эту женщину надо «выхаживать», добиваться, что я и делал, – признаётся Геральд Суренович. – Сторожил её перед театром, в котором она играла, ходил на её спектакли, преподносил цветы, на коленях перед ней стоял, вымаливая согласие, осыпал комплиментами. Готов был целовать её следы. В общем, охотился за ней. И мужа её обрабатывал. Ирина у него спрашивала разрешения – сниматься или нет. Муж у неё человек непростой, хороший театральный режиссёр, но в кино менее удачливый, с ним было непросто справиться. Но нам повезло! Я знаю, как работать с людьми, по первому образованию юрист, знаю, как «на крючок брать»... Моя настойчивость добила её. И она дала согласие». На съёмочной площадке, по словам режиссёра, Ирина Вадимовна была безупречной – собранной и ответственной. Но композитор фильма Владимир Рубашевский признаётся, что бывали между актрисой и режиссёром и конфликты. Однажды Муравьёва обиделась настолько, что отказалась озвучивать свою роль! Чтобы вернуть актрису на съёмочную площадку, композитор пошёл на хитрость: позвонил якобы напомнить о записи песни для фильма. Изначально о песне и речи не шло, так что актриса удивилась. Но всё же приехала – петь Муравьёва обожала. Композитор быстро подобрал текст и мелодию песни «Быть может, счастье рядом?», актрисе они понравились, и она оттаяла.
СВЕСТИ С УМА РЕЖИССЁРА
Роль социолога Сусанны, главной советчицы Нади в любовных делах, изначально предназначалась Любови Полищук. Но с ней не сложилось. Инна Чурикова, которой эту роль предложили затем, испугала режиссёра слишком серьёзным подходом к работе. А вот Татьяна Васильева очаровала Бежанова сразу и идеально вписалась в образ «крокодила с улыбкой Моны Лизы». Знал бы он, чем это обернётся! У Геральда Бежанова было чёткое требование: актёр должен знать текст до запятой. Татьяна Васильева от этого требования отступала, и, кстати сказать, Александр Абдулов тоже. «Я не терплю импровизаций, идущих оттого, что актёр текст не выучил. Актёры видят себя только в одной сцене, а я вижу всю картину в целом. Многие актёры обижались на меня, а потом по окончании понимали, что я прав...» – объясняет Геральд Суренович. Устав от постоянных придирок, актриса решила разыграть деспотичное начальство. Сусанна в первых кадрах фильма – эффектная блондинка. В таком виде Татьяна Васильева снималась довольно долго, а потом в один прекрасный момент вышла в кадр ярко-рыжей. На претензии режиссёра она ответила, что не понимает, в чём дело, ведь, по её словам, волосы она не красила и такой и была всё это время. Сотрудники съёмочной группы, с которыми Васильева заранее договорилась, поддакивали: да, так всё и было. Бежанова чуть удар не хватил. Но он придумал, как выйти из положения: в гардеробе Сусанны появилась белая шапочка, которая полностью закрыла волосы. Сейчас, впрочем, режиссёр не обижается на строптивых актёров. «Работали у меня люди очень талантливые и очень известные. С такими крайне редко бывает легко, – признаётся он. – Я к трениям и конфликтам относился как к неизбежности. Да, из-за прекрасной Васильевой я получил микроинфаркт. Но какая из неё получилась Сусанна! А раздражение, которое испытывал на съёмках Абдулов, и вовсе пошло фильму на пользу. У него всё время вид слегка недовольный, высокомерный – это была его реакция на мои замечания. Но ведь таким и должен был быть этот «первый мачо на деревне». Он не играл, он это чувствовал!»
НЕ БОЯТЬСЯ ТРУДНОСТЕЙ
К кому у режиссёра точно не могло быть претензий, так это к Владимиру Носику. Ради роли влюблённого в Надю положительного Гены актёр пошел буквально на подвиг, хоть и незапланированный. По сюжету, герои Муравьёвой и Носика регулярно играют в пинг-понг. Так что актёров отправили учиться к тренеру. «Я к тому времени уже умела играть, поэтому на тренировки приходила просто так, – рассказывает Ирина Вадимовна. – В детстве на даче мы часто играли в пинг-понг. Так что на съёмках мне достаточно было взять в руки ракетку, чтобы всё вспомнить». А вот Носик в настольный теннис играть не умел – и учился, возможно, даже с излишним рвением. На одной из тренировок он подвернул ногу. Тренер при осмотре ничего не обнаружил, а на следующий день нога распухла, и выяснилось, что у актёра сложный перелом пальца. «На палец наложили гипс, и всё остальное время съёмок Носик прохромал. В том числе в сцене, когда шёл под зонтиком вместе с Муравьёвой. Но мы постарались снять так, чтобы зрители этого не заметили...» – вспоминает режиссёр.
НЕ ОБИЖАТЬСЯ НА ШУТКИ
Александр Ширвиндт и Леонид Куравлёв заслужили репутацию шутников, вот и на этих съёмках они подтрунивали над коллегами. Не повезло Михаилу Кокшенову. По сценарию, герой Куравлёва заставлял героя Кокшенова пить газировку из бесплатного автомата. Предполагалось, что эту сцену снимут быстро. Но Ширвиндт и Куравлёв смешили Кокшенова, запарывали дубли и просили: «Давайте сделаем ещё раз, кажется, не получилось». В результатет сцену сняли только с восьмого дубля, то есть Кокшенову пришлось выпить восемь стаканов воды. Впрочем, актёр с честью выдержал это испытание. И даже нашёл в себе силы пошутить – со смехом возмутился, что для этого эпизода ему не предоставили каскадёра.
СЛЕДИТЬ ЗА МОДОЙ
Поскольку самой привлекательной героиню делают в том числе при помощи одежды, модный вопрос на съёмках стоял особенно остро. Но на дворе середина 1980-х, эпоха дефицита – где взять красивые вещи? «В 1985 году на «Мосфильме» сшили бы чудовищные костюмы, – сетует режиссёр. – Как выкручивались? Пользовались гардеробом актёров, если, конечно, они соглашались. Ирина Муравьёва в конце фильма появлялась в своих собственных платьях и беленькой шубке, а красная шляпа на её героине принадлежала Татьяне Васильевой. А помните, как героиня Муравьёвой приходит на работу в кепочке с помпончиком, а Куравлёв говорит, что Надя в ней похожа на клоуна Олега Попова? Эта была личная кепочка Ларисы Удовиченко». Чуть ли не единственная вещь, которую шили на заказ специально для картины, – это костюм Михаила Кокшенова, в котором он пытался очаровать Надю.
ИГРАТЬ СЕБЯ
Сусанне, которая счастье подруги строит научными методами, противопоставлена Клавдия Матвеевна. Эта сваха-энтузиастка действует по старинке. А сыгравшая её Людмила Иванова говорила, что героиню словно бы списали с неё. «Я ведь и в жизни люблю сватать одиноких людей, как и моя героиня Клавдия Матвеевна, – признавалась она. – Так что, стараясь, по сюжету, выдать Надю Клюеву замуж, я сыграла отчасти себя. Например, в то же время, когда снимали «Самую обаятельную...», к нам в гости пришёл сотрудник моего мужа. Имя его Пётр, а похож он был на Михаила Кокшенова. Я спросила, почему он не женится, и Петя ответил, что он не москвич, и девушки, узнав об этом на свидании, второй раз уже не приходят. Тогда я говорю: «Ты такой симпатичный человек. Давай подумаем: что у тебя есть?» – «Дом в Павловском Посаде». – «Вот, это же рядом с Москвой. А ещё?» – «Ещё музыкальная аппаратура фирменная». – «На следующем свидании и скажи, между прочим, что у тебя дом и аппаратура». Он так и сделал и женился спустя месяц». Людмила Иванова помогла заключить с десяток браков, а самым удачным, конечно же, считала свой собственный. Со вторым мужем, бардом Валерием Миляевым, у них получилась настоящая семейная идиллия.
ПОЛАГАТЬСЯ НА АВТОРИТЕТЫ
Перед озвучанием кинофильма его должен был просмотреть худсовет. И первый просмотр «Самой обаятельной и привлекательной» был абсолютно провальным. «Собрались уважаемые люди, сели, посмотрели и как закричат: «Катастрофа! Конец! Премии не будет!», – вспоминает Геральд Бежанов. – Я пошёл к тогдашнему директору «Мосфильма» Николаю Сизову и говорю: «Умоляю! Отгородите меня от этих людей! Дайте закончить картину, а потом судите». Сизов дал добро на продолжение работы. Фильм озвучили, опять собрали худсовет, но уже в присутствии Сизова. «Ну, каково ваше мнение о фильме?» – спрашивает он у остальных. А они сидят и не знают, что сказать, ждут его реакции. Тогда Сизов встаёт, жмёт мне руку и говорит: «Поздравляю! Прекрасная картина». Что тут началось! Они такие слова говорили! Чуть ли не новым талантом в советском кинематографе меня называли...» Чиновник не прогадал: комедию купили 69 стран мира, в Советском Союзе её посмотрели 80 миллионов человек. И сейчас, спустя 35 лет, картину всё ещё любят зрители.