Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ТВ-ЮБИЛЕЙ
СМУЩЁННЫЙ ГАМЛЕТ В ТЕЛЕ ВЕРЗИЛЫ
E08 09 b 2
3
4
5
6
7
«Дорогие мои друзья! Если вам удалось улыбнуться хоть один раз, я буду счастлив», – говорил актер Алексей Смирнов. Он снялся более чем в семидесяти фильмах, почти никогда не играл главные роли и при этом был настоящей звездой комедийного кино. 28 февраля Алексею Смирнову исполнилось бы 100 лет. Зрители всех возрастов до сих пор с удовольствием пересматривают фильмы с его участием, а коллеги и режиссеры с теплотой вспоминают великого актера.

«ОН НАС СМЕШИЛ»
Алексей Макарович Смирнов родился в 1920 году в городе Данилове Ярославской области. Почти сразу после его рождения семья переехала в Ленинград. Об актерстве Алексей мечтал с детства и свои первые роли сыграл еще в школьном драмкружке. В 1940 году он окончил театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии и некоторое время успел поработать артистом эстрады. На фронт ушел в первые дни войны и воевал «от звонка до звонка». Командовал огневым взводом минометного полка, неоднократно ходил в тыл врага, был контужен. В своем полку Смирнов руководил самодеятельностью: только в мае – июле 1944 года он организовал 10 концертов для 6500 солдат. А в смотрах красноармейской художественной самодеятельности в 1943-м и 1944-м полк будущего актера занял первое место среди частей дивизии. За время войны Смирнов стал кавалером ордена Славы II и III степеней, ордена Красной Звезды. Имел медали, в том числе и одну из самых почетных – «За отвагу». Свои боевые награды Алексей Макарович всю жизнь хранил в коробке под кроватью, а о его фронтовых подвигах не знали даже многие коллеги. «Он был великой скромности человек. Но награды говорят сами за себя. Он недюжинного мужества был человек: не ныл, не плакался, он улыбался, он смеялся, он нас смешил. Великой щедрости дар», – говорит об Алексее Макаровиче актриса Елена Санаева.

ШЕСТЬ РОЛЕЙ СРАЗУ
В начале 1950-х годов на счету Смирнова уже была пара заметных комических ролей в Ленинградском театре музкомедии. На этой же сцене он сыграл и свою первую драматическую роль – Петра Первого в спектакле «Табачный капитан». «До сих пор его Петра никто не может переиграть. Даже жалко, что он ушел в кино», – говорил позже режиссер театра Юлий Хмельницкий. Слава о талантливом комике действительно быстро распространилась и среди кинематографистов. Свою первую небольшую роль в кино Алексей Смирнов сыграл в фильме «Балтийская слава». А в 1959 году режиссер Юрий Озеров пригласил его в свою картину «Кочубей», где актер сыграл единственного во всей картине комического героя – буржуйчика в театральной ложе. После выхода ленты на экраны Смирнову предложили шесть ролей сразу! Так началась кинокарьера актера. Добродушный увалень Билл из кинофильма «Вождь краснокожих», неподражаемый Кныш из «Полосатого рейса», уморительный тунеядец и выпивоха Федя из «Операции «Ы» сразу превратились в любимых всей страной персонажей, а фразы, сказанные киногероями Алексея Смирнова, были моментально разобраны на цитаты. «Влип, очкарик!», «Кто не работает – тот ест! Учись, студент!», «Успеем добежать до канадской границы!» – кто из нас хоть раз в жизни не произносил эти слова? И это при том, что почти каждая роль Алексея Смирнова – это всего несколько минут на экране, несколько произнесенных фраз... Но когда Смирнов шел по улицам любого советского города, его узнавали все.

«СМЕШНО БЕГАЛ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ»
Режиссеры с удовольствием приглашали Алексея Смирнова в свои картины – работать с актером было легко, так как он понимал установки режиссера с полуслова. «Звездного гонора у него не было. Наоборот, он старался быть как можно незаметнее. Но народ всё равно буквально не давал ему прохода. Каждый стремился выразить ему свое почтение-восхищение, а Алексей Макарович дико смущался. Он был в высшей степени интеллигентным человеком, очень начитанным, очень тонким. Казалось бы, я по сравнению с ним был пацаном в большом кино, но он ни разу не дал мне повода усомниться, что на съемочной площадке главным является режиссер», – вспоминал Игорь Вознесенский, в фильме которого «Потрясающий Берендеев» Алексей Смирнов сыграл кочегара Брагина. «А еще Алексей Макарович безоговорочно самостоятельно выполнял любые трюки – умел смешно прыгать, падать, бегать на четвереньках и даже соглашался купаться в ледяной воде. «Лента «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» снималась в конце сентября в Прибалтике, и вода была уже далеко не теплая. И вот снимаем такую сцену: едут музыканты на телеге и переворачиваются в воду. На всех актеров нашли гидрокостюмы, а на огромного двухметрового Лёшу – нет, но он и слова не сказал – прыгнул в ледяную воду со всеми», – рассказывает актриса Елена Санаева. «Но прежде всего в Алексее Макаровиче удивлял разрыв между формой и содержанием, – говорил об актере драматург Яков Костюковский, автор сценария фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». – Внешне казалось, что это такой увалень, невежда, мужлан, который прочел всего две книжки, да и в кино его взяли будто бы из-за фактуры… Но всё это маска, за которой скрывался умный, ранимый, начитанный человек, который действительно много знал и много чем интересовался. Но он никогда этим не хвастал». «Несмотря на комедийную внешность, он и правда был очень ранимый, – вспоминает актриса Вера Липсток. – Однажды на съемках фильма мне надо было его ударить, а я никак не могла сделать это натурально. Режиссер был недоволен: мол, что ты не можешь как следует ему дать. Ну я и ударила! Эпизод получился, а Лёша потом два дня со мной не разговаривал – обиделся...»

ЭКСЦЕНТРИК ГАМЛЕТ
Фильм «В бой идут одни «старики» немыслим без колоритного механика Макарыча, сыгранного Смирновым. Хотя, казалось бы, по титрам и правилам жанра эта роль эпизодическая. Кстати, против кандидатуры Смирнова возражало всё руководство Госкино СССР: «Это же Федя из «Операции «Ы», все будут смеяться!» Но несмотря на сопротивление худсовета, режиссер картины Леонид Быков всё же утвердил актера. И не ошибся. «Смирнов был по-настоящему народным артистом. Где бы ни появлялся – вокруг собиралась толпа, люди заряжались его обаянием и жизнелюбием. Иногда пропадал – уходил в лес с ножовкой и стамеской, возвращался с оттопыренными карманами, дарил деревянных зверюшек съемочной группе. Часто разговаривал с Леонидом Быковым, а мы с завистью наблюдали издалека: режиссер слушал, заливисто хохотал, актер то и дело подскакивал, размахивал руками. Быков подарил Смирнову шанс вырваться за рамки комедийного амплуа, прикоснуться к мечте. Хорошо знавший и понимавший людей, он разглядел в эксцентрике Гамлета», – говорит коллега Смирнова по съемочной площадке фильма актер Владимир Талашко. Мало кто знает, что финальный кадр фильма, в котором Маэстро и Макарыч сидят на могиле Маши и Зои, был снят на пробах к фильму. «В первый день съемок, репетируя финальную сцену у могилы товарища, Смирнов схватился за сердце – ему реально стало плохо, и его увезла «скорая». Через несколько дней он вернулся в строй и сказал: «Я второй раз так не смогу, просто умру». И Быков оставил в картине этот дубль», – вспоминал Талашко.

«ЭТО ОЧЕНЬ КРАСИВАЯ КУРИЦА!»
У Алексея Макаровича было много увлечений. «Он очень любил природу и в каждом ее проявлении видел красоту. Помню, едем мы на съемочную площадку, а по деревенской улице куры бегают. «Посмотри, Наташа, какая прелесть!» – говорит мне Лёша. «Ну что ты, обыкновенная же курица», – отвечаю я. «Нет, ты должна внимательно посмотреть и понять: она вовсе не обыкновенная, а очень красивая». Говорил он всё это с добрейшей улыбкой и выражением лица, как у ребенка», – вспоминала актриса Наталья Крачковская. А еще актер увлекался чтением и собрал дома большую библиотеку. «Однажды на съемках фильма «Айболит-66» он поразил меня своим уникальным знанием японской поэзии, – вспоминал актер Илья Рутберг. – Мы сидели ночью на берегу моря у костерка, и Лёша читал и читал стихи. В такие минуты он был открыт как никогда». Еще одним увлечением Алексея Макаровича было коллекционирование различных насекомых и пресмыкающихся, которых он хранил дома в засушенном виде. Кроме того, артист собирал газетные и журнальные вырезки о себе, но их было не очень много... Символично, что одной из последних больших работ Алексея Макаровича стала роль клоуна и иллюзиониста по фамилии Смирнов в комедии «Соло для слона с оркестром». При этом коллеги и друзья актера говорят, что всю жизнь Алексей Смирнов мечтал сыграть бравого солдата Швейка. А многие режиссеры сходятся во мнении, что масштаб таланта актера соотвествовал не меньше, чем королю Лиру.