Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
НЕИЗВЕСТНЫЕ ТАЛАНТЫ СЕРГЕЯ ЖУКОВА
1
КАК КАЗАК!
1
ВЕЛИКОЛЕПИЕ СКВОЗЬ ГОДЫ
1
КРУТИТЕ БАРАБАН!
1
СВЕТСКАЯ ХРОНИКА
1
ТВ-ЮБИЛЕЙ
ВЯЧЕСЛАВ ТИХОНОВ: ТВОРЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
2
1
3
4
8 февраля исполняется 95 лет со дня рождения легендарного советского актёра Вячеслава Васильевича Тихонова. Его по праву можно считать олицетворением мужского обаяния, врождённой интеллигентности, аристократизма и скромности. Многие из киноработ Вячеслава Васильевича вошли в золотую сокровищницу отечественного кинематографа. «Я играл только в таких фильмах и такие роли, которые оставляли надежду на лучшую жизнь», – говорил сам актёр. На его дачном участке по сей день стоит столб с указателями «Павловский Посад – 98», «Пеньково – 440», «Берлин – 1750» как напоминание о самых ключевых точках на карте жизни Вячеслава Тихонова. А какие ещё отметки можно было бы на ней поставить?

СОСЕДСКИЙ ЯБЛОНЕВЫЙ САД
Вячеслав Тихонов родился в подмосковном Посаде. Это небольшой, тихий, провинциальный городок. Семья будущего актёра жила в обычном деревянном доме. Отец работал механиком на ткацкой фабрике, а мама – воспитательницей в детском саду. «Домашним ребёнком я никогда не был. Средним, так сказать, – рассказывал Вячеслав Васильевич. – Хулиганил понемножку. Любил с ребятами лазать через забор к соседям – воровать яблоки. И хоть в нашем саду было полно своих, здесь играл роль фактор риска. Смогу – не смогу. Такая крупинка героизма, пусть по-детски наивного, обязательно должна быть в каждом мужчине. Я даже наколку со своим именем сделал, чтобы самому себе доказать, что я не боюсь боли. А своё имя набил, потому что тогда любимой девушки ещё не было». А ещё с самого детства маленький Слава любил животных, ухаживал за ними. Поэтому в его доме жил целый зоопарк: собаки, кошки, козочки, поросята, рыбки, ужи, ежи. «У меня даже была своя небольшая голубятня. Правда, когда я уехал в Москву и поступил во ВГИК, отец собрал всех моих голубей и раздал местной ребятне», – с улыбкой вспоминал Вячеслав Васильевич.

СЧАСТЛИВЫЕ КОШМАРНЫЕ УСЫ
«Я учился в ремесленном училище, стоял у токарного станка, и никогда специально не старался напускать на себя «интеллигентность». Но актёрская судьба распорядилась по-своему», – скромно говорил Вячеслав Васильевич. Слишком интеллигентная и аристократичная внешность часто мешала актёру строить свою карьеру. Чего только не приходилось слышать в свой адрес Тихонову после кинопроб: «не фотогеничный», «слишком сложные черты лица». Так, для роли тракториста Морозова в фильме «Дело было в Пенькове» актёру перекрашивали брови, подклеивали нос, чтобы изменить его форму. Слишком красивым, по мнению кинокомиссии, был деревенский парень в исполнении Тихонова. Кстати, именно эту роль актёр считал самой главной и любимой в своей жизни. А вот, к примеру, во время кастинга в легендарные «Семнадцать мгновений весны» Вячеслава Васильевича первым делом отправили примерять форму. Она была очень к лицу статному актёру. Но после фотопроб режиссёр Татьяна Лиознова сказала, что в этом варианте наш разведчик в фашистской Германии слишком походит на российского интеллигента. Тогда Вячеслав Васильевич подумал-подумал, как бы это исправить. И приклеил себе под нос усы. Лиознова, увидев новую фотографию актёра, ужаснулась: «Какой кошмар!» И велела вернуть Штирлицу нормальное, тихоновское лицо. Говорят, что после просмотра «Семнадцати мгновений весны» Леонид Ильич Брежнев так впечатлился историей советского разведчика, что приказал найти настоящего Исаева и присудить ему Героя Советского Союза. Пришлось тактично объяснить, что это выдуманный персонаж. Но Леонид Ильич не успокоился и всё же вручил награду – Звезду Героя Социалистического Труда – Вячеславу Тихонову.

МАСТЕР-КЛАСС ПО ПОЕДАНИЮ БУМАГИ
Образ Штирлица так закрепился за Вячеславом Васильевичем, что даже в обычной жизни однажды ему пришлось почувствовать себя настоящим разведчиком. Тихонова пригласили на кинофестиваль в Чили. «Накануне отъезда меня вызвал к себе один большой руководитель, – рассказывал актёр. – Он сказал, что первая остановка будет в Буэнос-Айресе, и меня там кто-то встретит, а потом протянул конверт и сказал, что его надо передать. При этом предупредил, что письмо ни в коем случае не должно попасть в чужие руки, в крайнем случае, его нужно съесть». Бедный Вячеслав Тихонов совсем растерялся и честно признался, что никогда не ел бумагу. Тогда его собеседник взялся научить актёра: при малейшей опасности конверт надо было разорвать на мелкие кусочки и по одному проглотить их все, запивая водой. «Весь полёт я был дико взволнован, всё вертел головой по сторонам: не пора ли уже рвать конверт, – смеясь вспоминал Тихонов. – Ну, слава Богу, долетели спокойно». В аэропорту актёра встретили представители посольства и абсолютно спокойно, без лишних интриг, паролей и тайн поблагодарили Вячеслава Васильевича и забрали у него конверт. «Мне на душе полегчало – дальше я полетел, понимая, что есть бумагу не придётся! Вот было счастье!» – смеялся Вячеслав Тихонов.

ЗАКОУЛКИ СВОБОДЫ
Любовь к животным и умение ладить с ними помогли Вячеславу Васильевичу на съёмках в фильме «Белый Бим Чёрное Ухо». Ведь за очень короткий срок актёру было необходимо не просто подружиться со взрослым псом, а сделать так, чтобы у зрителей не осталось никаких сомнений, что это его питомец. Пса звали Стиф, на съёмочной площадке его прозвали Стёпкой. Каждый день хозяин приводил его на киностудию, чтобы тот потихоньку привыкал к большому скоплению людей, звукам камер, постоянной кутерьме. «Он ложился у ног нашего кинолога, и взгляд у него был грустный. Хотя все старались, как могли: кто колбаской угостит, кто сосиской, кто сладостями. Значит, мне идти этим путём было нельзя, – рассказывал Вячеслав Васильевич. – Я задал себе вопрос: чего же Стёпке не хватает? И ответил: ему не хватает свободы. Его всё время держат у ноги, у киноаппарата. Тогда я попросил: «Дайте мне, пожалуйста, длинный поводок, и мы со Стёпкой пойдём гулять». И обернулся к собаке: «Давай, Стёпка, побродим!» Он потащил меня по каким-то дворам, закоулкам, свалкам, где «читал» своим чутким носом, какая там без него проходит жизнь». Через полчаса Тихонов и пёс вернулись на киностудию. С этого дня сложилась такая добрая традиция. Каждый день, приходя на съёмочную площадку, Вячеслав Васильевич первым делом звал Стёпку гулять. И через некоторое время пёс стал сам уже ждать своего нового друга. Завидев Тихонова, он вскакивал, начинал вилять хвостом, дескать, вперёд! К началу съёмок Стёпка так привык к Вячеславу Васильевичу, что уже ни на шаг не отходил от него. «В фильме видно, что пёс относится ко мне как к хозяину, а я в кадре делаю вид, что совсем на него не обращаю внимания. Но я точно знал, что вот сейчас заверну за угол – и он помчится за мной», – вспоминал Тихонов.

БОЛГАРСКОЕ ПРЕДСКАЗАНИЕ
Вячеслав Тихонов не был суеверным человеком, не верил в приметы и гороскопы. Но однажды судьба свела его с прорицательницей Вангой. А дело было так. У актёра были творческие встречи в Болгарии. Коллеги рассказали ему, что недалеко есть такая незрячая женщина, которая точно предсказывает будущее. «Захотелось на неё посмотреть, – рассказывал Вячеслав Тихонов. – И мы поехали аж на границу с Грецией и Югославией. А у ворот дома этой женщины – толпа людей и машин со всего света. Дождались своей очереди. Нервы у меня к тому времени уже немножечко напряглись. Всё-таки одно дело – знать, что есть такая предсказательница Ванга, а другое – услышать, что она сейчас обо мне скажет. Признаюсь: стало даже страшновато». В портфеле Вячеслава Васильевича лежала бутылка водки. Была такая традиция: выезжая за границу, актёры, режиссёры обязательно возили с собой буханку чёрного хлеба и пару бутылок «беленькой». Всё это в качестве подарков преподносилось представителям посольства. «Вспомнил я об этой бутылке. И решил, что вот оно – моё спасение, задобрю предсказательницу и будущее, – с улыбкой говорил Вячеслав Тихонов. – Захожу к бабе Ванге, вытаскиваю водку дрожащей рукой и говорю: «Здравствуйте, я вам подарок принёс! Это лекарство, и если вы заболеете, немножко попробуете – и оно вам поможет». Она совершенно спокойно нашла незрячими глазами эту бутылку, поставила под стол у ног, и мы начали разговаривать». Подробности той долгой беседы Вячеслав Васильевич так никому и не раскрыл. Но об одном предсказании, которое сбылось, поведал. Перед расставанием Ванга сказала: «Вам предстоят военные роли». Так и случилось. После этого Вячеслав Тихонов ещё девять лет «воевал» на съёмочных площадках в таких замечательных фильмах, как «Они сражались за Родину», «Фронт в тылу врага», «ТАСС уполномочен заявить…» и многих других.