Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ТВ-ЮБИЛЕЙ
ЗАКАДРОВЫЕ ТАЙНЫ ИГОРЯ КВАШИ
1
2
3
4 февраля исполняется 90 лет со дня рождения народного артиста Игоря Кваши. Он сыграл множество ролей в театре, ещё больше – в кино, но некоторые события его актёрской и личной жизни так и остались за кадром. Поэтому накануне юбилейной даты мы решили раскрыть несколько тайн этого замечательного артиста.

ТАЙНА РАДИОПЕРЕДАЧИ
В детстве Игорь Кваша был непослушным и озорным ребёнком. И однажды его папа Владимир Ильич вместо того, чтобы отругать сына за очередную проказу, пошёл в студию грамзаписи и записал звуковое письмо на пластинку. А дома включил граммофон, сделав вид, что это радио. В комнате раздалось: «Говорит станция Коминтерна. Мы начинаем передачу про мальчика Игоря Квашу, который плохо себя ведёт, не ложится вовремя спать, бегает вокруг стола, и отказывается есть». Более того, Владимир Ильич подговорил своих приятелей, и те сразу после «эфира» начали звонить и рассказывать, что только что прослушали передачу про Игорька, и все как один в конце произносили фразу: «Так вот он какой, оказывается!» «Я поверил и решил, что теперь вся страна знает про мои «художества», и долго ещё ходил как шёлковый. И всё время спрашивал у мамы с папой: «А в Кремле тоже про меня слышали?», – с улыбкой вспоминал Игорь Владимирович.

ТАЙНАЯ ЛАЗЕЙКА
В 1950 году Кваша поступил в Школу-студию МХАТ. Учёба занимала по 12 часов в день, но даже при таком жёстком графике студенты успевали хохмить и весело проводить время. «А лекции я списывал у нашей отличницы Ирины Скобцевой!» – смеясь вспоминал Игорь Владимирович. Затем Квашу приняли в труппу МХАТа, но там он проработал недолго. Именно в тот период артист познакомился с Олегом Ефремовым, который буквально заразил его идеей создания нового театра, и вместе с Олегом Табаковым, Галиной Волчек, Евгением Евстигнеевым и другими актёрами они создали театр «Современник». Своей сцены у молодых артистов тогда, конечно, не было, и они решили ставить свои первые спектакли на сцене МХАТа. Но как туда попасть? «Мы наши секретный способ – в советском трудовом кодексе нашлась лазейка! – вспоминал Кваша. – Мы решили: работают же шабашники в колхозах, почему бы и нам не стать такими шабашниками, только в театре? В результате, по документам мы были строительной бригадой, которая занималась во МХАТе строительством. А на самом деле играла спектакли!»

КОСТЮМНАЯ ТАЙНА
«Классик из «Современника» – так называли Игоря Квашу в театральном мире. Первый министр в «Голом короле», Верховенский в «Бесах», Свердлов в «Большевиках», Мольер в «Кабале святош» – на родной сцене Игорь Владимирович сыграл более 50 ролей. А также как режиссёр поставил спектакли «Кабала святош», «Дни Турбиных», «Кот домашний средней пушистости», «Сирано де Бержерак» и другие. При этом Игорь Владимирович всегда принимал деятельное участие во всех этапах постановки. Например, для спектакля «Сирано де Бержерак» вместе с театральным художником Борисом Мессерером создавал костюмы. «И они почему-то получились поролоновые, с жёстким каркасом внутри. Коллеги были недовольны. Ну представьте – лето, тепло, а по сцене бегают непринуждённо, элегантно и по-французски актёры в поролоне... Это равнозначно сидению в сауне. Но мы с Мессерером тогда этого не понимали. Наоборот! Нам казалось, что это новое слово в театральном искусстве! Мы пытались убедить в этом артистов, а они втихую выдёргивали металлические каркасы и заменяли поролон шерстяной тканью. Зато когда я сам надел костюм Сирано и вышел в нём на сцену – сразу понял всю «прелесть» своей находки! – с улыбкой вспоминал Кваша. – Костюмы мы, конечно, сразу изменили».

ТАЙНА ПОПУЛЯРНОСТИ
Труппа «Современника» часто гастролировала по стране. Как-то раз в очередном городе актёры собрались в холле гостиницы. Вдруг кто-то из артистов увидел, что в газетном киоске продаётся портрет Игоря Кваши. Фотографии актёров тогда продавали повсеместно, но удивило гастролёров именно то, что в наличии были только фото Кваши. Игорь Владимирович, естественно, возгордился и, чтобы усилить эффект, подошёл к киоску и громко спросил: «А портрет Галины Волчек у вас есть?» «Нет», – ответила продавщица. Кваша выразительно посмотрел через плечо на Волчек, а потом поинтересовался: «А может, Валентин Гафт есть?» «Тоже нет…» – сказала киоскёрша. Гафту был подарен тот же взгляд, что и Волчек. «А Олег Табаков имеется?» «И Табакова тоже нет!» – последовал ответ. «А кто же тогда у вас есть?» – спросил Игорь Владимирович ещё громче, чтобы сразить всех наповал. «Да какая-то Кваша осталась, – равнодушно ответила киоскёрша. – Всех раскупили, а этого не берут...»

ТАЙНА БУДИЛЬНИКА
Игорь Кваша считал себя театральным актёром, тем не менее успел сняться в 73 фильмах. Почти все роли у него были второго плана, однако зачастую именно они украшали всю картину. Все мы помним пастора из фильма «Человек с бульвара Капуцинов», «бешеного африканца» из «Соломенной шляпки», бургомистра из «Того самого Мюнхгаузена» и другие его роли. Играл Кваша и в драматическом кино. Например, в фильме «Год как жизнь» он создал образ Карла Маркса. Правда, несмотря на серьёзность темы, Игорь Владимирович всегда считал эти съёмки одними из самых весёлых. Ещё бы, Энгельса играл Андрей Миронов, сподвижника марксизма Веерта – Василий Ливанов – компания отличная! Понятно, что актёры едва успевали поспать между вечеринками, розыгрышами и рабочими сменами. Однажды Миронов и Ливанов решили подшутить и над Квашой. На съёмках артисты делили на троих одну комнату, которая была разделена перегородками. И вот как-то вечером они хорошо сидели у Кваши, но часа в три ночи он стал выпроваживать коллег. «У Карла Маркса был самый сложный грим, поэтому Игорь должен был являться на площадку на два часа раньше нас – в шесть утра. Мы с Андрюшей пошли было в свои клетушки, и тут нам пришла в голову идея: подождать, когда Кваша заснёт, и переставить его будильник, чтобы он зазвонил через час, – смеясь вспоминает Василий Ливанов. – Мы так и сделали, но когда переставляли будильник, он вдруг зазвонил. Мы от неожиданности с грохотом его уронили и разбежались по своим клетушкам. Через минуту слышим: Кваша встаёт, ворчит, чистит зубы... Потом стучит в стенку Миронову: «Андрюшка! Сколько времени?» А тот от смеха даже говорить не может. Тогда Кваша стучит ко мне: «Сколько времени?» «Без четверти шесть», – собрав все силы, отвечаю я. «Ну тогда я пошёл на грим, будь он неладен». Тут мы сжалились и признались: «Мы тебя разыграли! Иди досыпай». Видимо, Игорь очень хотел спать, и только это спасло нас от его праведного гнева».

ФАМИЛЬНАЯ ТАЙНА
Ближайшей подругой Игоря Кваши всю жизнь была Галина Волчек – они были буквально как брат и сестра. И ещё на заре «Современника» «сестру» крайне беспокоил тот факт, что у Кваши никак не складывается личная жизнь. Как-то Волчек пригласила друга поехать с ней на съёмки «Дон Кихота» в Коктебель, где в очередной раз надеялась устроить его личную жизнь. Артист, конечно же, в её планы был посвящён, но откровенно скучал... Пока в Коктебель на отдых не приехала молодой доктор Таня Путиевская. Волчек организовала «случайную» встречу, и актёр влюбился в девушку с первого взгляда! Домой Татьяна уехала раньше Игоря, и на первой же станции в её купе принесли телеграмму «Тане от Игоря», где молодой артист признавался ей в любви. На следующей станции была ещё одна телеграмма, потом ещё, ещё и ещё. Каждая остановка поезда сопровождалась новым романтичным сообщением. Когда Кваша вернулся в Москву, он сразу же сделал Татьяне предложение. «Я сказала своему папе, что выхожу замуж за Квашу, но он вспылил: «Ты с ума сошла, он же актёр! Они по двадцать четыре часа в сутки на себя в зеркало смотрят!» Я ответила: «Папа, он не такой…» – вспоминала супруга артиста. Правда, на церемонии бракосочетания, когда строгая дама из ЗАГСа начала было заполнять документы, Татьяна вдруг наотрез отказалась брать фамилию мужа. «Я же врач. И когда на двери кабинета написано «Путиевская», пациент знает, что там женщина. А если будет написано «Кваша» – поди разбери. А для больного это важно!» – заявила невеста. Жених немедленно с ней согласился, чтобы не тормозить процесс. Эмоциональный и тонкий Игорь Кваша и спокойная и рассудительная Татьяна Путиевская прожили вместе 55 лет. Воспитали сына Владимира, который пошёл по стопам матери и стал врачом. А когда в семье родились внуки Настя и Миша, Игорь Владимирович и Татьяна Семёновна проводили с ними всё свободное время.