Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
НЕИЗВЕСТНЫЕ ТАЛАНТЫ СЕРГЕЯ ЖУКОВА
1
КАК КАЗАК!
1
ВЕЛИКОЛЕПИЕ СКВОЗЬ ГОДЫ
1
КРУТИТЕ БАРАБАН!
1
СВЕТСКАЯ ХРОНИКА
1
ТВ-ЮБИЛЕЙ
МАРГАРИТА ТЕРЕХОВА УЧИЛАСЬ У КОШЕК БЫТЬ ЦАРИЦЕЙ
1
2
3
4
5
25 августа юбилей у Маргариты Тереховой – актрисе исполняется 80 лет. Она прославилась в 25, и даже сейчас, когда по состоянию здоровья актриса уже не снимается в кино, она остаётся козырной дамой нашего кинематографа. Коварная и блистательная Миледи на экране, пламенная Клеопатра в театре, скромница в жизни – творческая судьба этой выдающейся актрисы принесла ей неугасающую зрительскую любовь. Удивительно, но есть в жизни Маргариты Борисовны и роли, о которых почти никто не знает. Оказывается, она...

БАСКЕТБОЛИСТКА ИЗ КОРОБКИ
Маргарита Терехова родилась под Свердловском в актёрской семье, и первые её воспоминания связаны с театром. «Во время маминой работы в передвижном театре я, ещё совсем маленькая, спала в коробке с реквизитом и театральными костюмами. Нянчились со мной все актёры попеременно: по очереди кормили, баюкали... Потом, когда немного подросла, я выучила весь мамин репертуар. Иногда меня ставили на возвышение и говорили: «Танцуй!» Я легко могла изобразить с пением и плясками любой мамин спектакль с начала до конца», – рассказывает актриса. Вскоре семья переехала в Узбекистан. Маргарита увлеклась баскетболом и даже стала капитаном республиканской юношеской сборной, а после школы золотая медалистка Терехова практически случайно – за компанию с одноклассниками – поступила на физмат Ташкентского университета. И только на втором курсе вдруг решила, что хочет быть актрисой. «Помню, когда в университете сообщила, что принята в Москве в театральный, один из преподавателей воскликнул: «Точно! Вот туда вам сразу и надо было идти!» – с улыбкой вспоминает Маргарита Борисовна.

ГЕНИАЛЬНАЯ ПОДРОБНИЦА
Поступила Терехова в Школу-студию Ю. А. Завадского при Театре имени Моссовета. «И это было нелегко, – вспоминает она. – Мы все просто немели и трепетали перед своими экзаменаторами, среди которых были мэтры: Марецкая, Завадский и вся элита театра… Я очень долго ждала своей очереди на экзамен, вошла в зал одной из последних. Педагоги к тому времени уже порядком устали, а Вера Петровна Марецкая даже задремала... Ну, я решила обратить на себя внимание и как закричу: «Монолог Натальи из «Тихого Дона»!» Марецкая пробудилась и выразительно посмотрела на меня. Седовласый Завадский терпеливо дослушал и спросил: «А что-нибудь потише в вашем репертуаре имеется?» И я почти шёпотом прочла романтические стихи Кольцова. Мои вопли в сочетании с лирическим шёпотом – этот контраст, очевидно, понравился всем экзаменаторам. «Либо ненормальная, либо гениальная», – услышала я, а потом узнала, что прошла первым номером». Ещё учась в студии, Маргарита Терехова получила свою первую роль в Театре имени Моссовета – ей доверили играть Клеопатру в спектакле «Цезарь и Клеопатра». «Разучивать её мне помогала великая актриса Серафима Бирман, которая тоже играла в этой постановке. Серафима Германовна перед спектаклем, настраиваясь, покрывала лицо темной тканью и из-под этого покрывала такие советы изрекала, что мы просто диву давались. Мне, например, она в подлиннике наизусть читала Бернарда Шоу, обращая моё внимание на все авторские ремарки: «Клеопатра бушует», «пламенеет», «в гневе»... А потом настойчиво спрашивала: «Рита, знаешь, что у тебя течёт в венах? В лучшем случае подмосковная речушка! А должен течь Нил!» В общем, без этого особого настроя сыграть Клеопатру я бы точно не смогла! А пластике египетской царицы я училась у кошек: они ведь самые изящные и грациозные существа на свете. Я внимательно следила за ними, перенимала их неторопливые, плавные движения...» Кстати, столь тщательно Терехова к своим ролям готовилась всегда. В актёрских кругах у актрисы даже было прозвище «подробница», поскольку она всегда дотошно расспрашивала режиссёров, почему так, отчего эдак, где встать, как дышать. Например, когда в театре она получила роль в спектакле «Милый друг», то попросила свою подругу, которая знала французский в совершенстве, перевести для неё роман: вдруг в существующем переводе упущены важные детали? А на съёмках фильма «Зеркало» она так утомила режиссёра Андрея Тарковского своими бесконечными уточнениями, что тот не выдержал и поручил ассистенту каждый день выдавать актрисе бумагу, на которой было написано: «Актрисе-подробнице Маргарите Тереховой. План ближайших съёмок».

МАГИЧЕСКАЯ МОТОЦИКЛИСТКА
Можно сказать, что навстречу кинозрителям Маргарита Терехова вылетела верхом на мотоцикле – именно в таком образе она впервые появилась на экране в 1965 году в фильме «Здравствуй, это я!» И её сразу заметили и режиссёры, и зрители, но настоящую известность актрисе принесли роли в кинокартинах «Бегущая по волнам», «Белорусский вокзал» и «Зеркало». И всё-таки самой любимой зрителями стала её Миледи из «Трёх мушкетёров». А ведь поначалу Терехову на эту роль даже не рассматривали, а затем – когда её всё-таки пригласили – она чуть не отказалась. А дело было так. Поначалу на роль претендовали актрисы Светлана Пенкина и Елена Соловей. Но с этими актрисами не сложилось, и тут режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич вспомнил о Тереховой. «Съёмки к тому времени уже начались, и он примчался на уазике прямо к служебному входу театра и сказал: «Рита, выручай!» И прямо в уазике дал послушать музыкальный материал к фильму. И когда я его услышала, то пришла в ужас. Звучал гнусный-гнусный варьетешный голос и жуткий текст: «Я с са-а-амого детства обожаю злодейства!» И это я вдвоём с Рошфором должна была петь! В общем, я встала и сказала: «Спасибо, до свидания, я в этом участвовать не буду. Я не певица из мюзик-холла». И тут Георгий вдруг так обрадовался, вскочил, пожал мне руку и сказал: «Спасибо! А то я тут один кричал, что это полная ерунда. А теперь нас двое! Клянусь, музыку уже переписывают!» Так что мне пришлось согласиться...» – вспоминает актриса. Эту свою роль Терехова считает по-настоящему магической. «Иначе я не могу объяснить то, что происходило, – говорит Маргарита Борисовна. – Например, мне нужно было нарисовать клеймо на плече для сцены, в которой тайну Миледи случайно узнал д'Артаньян. Нарисовать захотел сам Хилькевич, он ведь ещё и художник. И вот он подходит ко мне, вдруг замолкает, а потом кричит: «Посмотрите, у неё на плече красное пятно в форме лилии – его нужно только обвести!» Представляете?! У меня на плече само по себе проступило пятно нужной формы! А после съёмок оно исчезло. Мне кажется, что это и есть тот самый натуральный замес эмоций, энергии и каких-то потусторонних явлений, на котором и держалось всё кино».

ЗВЕЗДА В ШАПКЕ
Свою бешеную популярность Маргарита Терехова считала исключительно показателем хорошей работы. «После «Трёх мушкетёров» дети на улице постоянно спрашивали меня: «Зачем ты убила Констанцию?!» А я им отвечала: «Ничего подобного! Можете сходить в театр «Ленком» и посмотреть на Констанцию – Иру Алфёрову. Всё с ней в порядке – работает и прекрасно себя чувствует». А сама всегда думала, что уж если дети так спрашивают, а они прекрасно чувствуют любую фальшь, значит, люди поверили моей Миледи…» – говорила актриса. Звёздной болезнью Терехова не страдала никогда и в повседневной жизни старается не выделяться. «Однажды мама со своей подругой Наташей плыли на корабле. У мамы была шляпа с широкими полями, закрывавшими всё лицо, – она её специально надевала, чтобы не узнавали, – рассказывает дочь актрисы Анна Терехова. – Сидели они на верхней палубе, а рядом фотографировались люди, и один мужчина сказал маме: «Женщина, отойдите в сторону, вы попадаете в кадр!» Мама послушно отошла. И вдруг кто-то из пассажиров её узнал, окружающие стали шептаться: «Терехова, Терехова…» Выстроилась в очередь за автографами, подбежал и тот мужчина с фотоаппаратом. На него страшно было смотреть. Он бухнулся на колени и стал умолять: «Пожалуйста, вернитесь в кадр!» Своей популярностью актриса решила воспользоваться лишь однажды – чтобы вместе с подругой попасть в Дом кино на премьеру фильма «Зеркало». В тот день Дом кино был окружён плотной стеной желающих увидеть новый фильм, и подруга сказала актрисе: «Стоять бесполезно, давай попробуем войти с торца – через ресторан. Ты же Терехова!» Пошли, постучались. Появился повар: «Чего вам?» Подруга начинает объяснять, мол, это известная актриса Маргарита Терехова, ей надо пройти на сцену, выступить перед зрителями… А в тот день был мороз, и на актрисе была нахлобучена мохнатая шапка. В общем, повар не узнал никакой Тереховой. Тогда подруга стала уговаривать актрису снять шапку. Та долго сопротивлялась, ей было неловко, но когда её знаменитые золотистые волосы появились наконец из-под головного убора, повар тут же извинился, открыл дверь и позвал всех работников кухни: «Посмотрите, это ведь и правда Терехова!» Так актриса с чёрного входа попала на собственную премьеру. «Когда я слышу «Маргарита Терехова», то у меня внутри моментально возникает ощущение вулкана, крутящихся энергетических потоков. Она – человек, который в любви, в работе, в общении просто озаряет своей энергией. Это всегда фейерверк, она никогда не может быть на нулевой отметке», – говорил об актрисе режиссёр Роман Виктюк.