Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ТВ-ЮБИЛЕЙ
ИРИНА МИРОШНИЧЕНКО: СЧАСТЛИВАЯ ГОНЩИЦА
1
2
3
4
5
Народная артистка России Ирина Мирошниченко утверждает, что очень любит учиться, а ещё предпочитает не строить планы, а просто использует все шансы, которые даёт ей судьба. 24 июля у Ирины Петровны юбилей – ей исполняется 80 лет. За эти годы жизнь предоставила ей множество шансов научиться чему-то новому. Кажется, актриса не упустила ни один из них! И теперь она умеет...

...ПРЫГАТЬ ЧЕРЕЗ ЗАБОР
Ирина Мирошниченко родилась в Барнауле, но вскоре семья переехала в Москву. «Мы жили в центре, и у нас была крошечная комната в девять метров. Но маме удалось впихнуть туда даже пианино и огромное зеркало, перед которым я всегда вертелась. А вот уроки я делала на лавочке на Тверском бульваре, который находился неподалёку, так как дома было просто негде. А в школу ходила дворами. Ближе всего было через стройку: я отодвигала доску в заборе и просачивалась в образовавшуюся щель, а после этого нужно было быстро бежать мимо сторожа и его огромной овчарки до противоположного забора... А там уже и школьный двор. Однажды я не успела: сторож свистнул – овчарка за мной. Я мигом взлетела на забор, но собака всё-таки тяпнула меня за пятку. Помню, как я долго визжала, а потом решила, что теперь через стройку ни ногой. Но через пару дней снова стала пользоваться дыркой в заборе. Вот это и есть моё детство... И оно было потрясающее!» – рассказывает актриса. Её мама Екатерина Антоновна была актрисой Москонцерта. «Она в любое время суток была прекрасно одета и одним только обликом своим убеждала в необходимости вести себя достойно. Мама очень хотела, чтобы я когда-нибудь поехала в Париж. И сделала всё, чтобы я читала Бодлера в оригинале: с самого детства ко мне приходил учитель французского, которого мама оплачивала из своей и без того мизерной зарплаты. А ещё в шесть лет меня отдали в школу при Гнесинском училище, но, увы, проучилась я там недолго – была худенькой, слабенькой и мне не хватало сил держать скрипочку», – вспоминает Ирина Петровна.

...БЫТЬ ЗВЕЗДОЙ
К окончанию школы Ирочка Мирошниченко бредила фильмом «Летят журавли» и, нарисовав себе стрелки, как у её любимой актрисы Татьяны Самойловой, отправилась поступать в Школу-студию МХАТ. И поступила! «В тот год среди девушек был немыслимый конкурс – более двухсот пятидесяти человек на место! Поэтому я был посажен их отсеивать, – любил вспоминать актёр Евгений Радомысленский, сын тогдашнего ректора школы-студии Вениамина Радомысленского. – Я привычно и уверенно говорил всем «нет», и вдруг в аудиторию зашла очередная абитуриентка – юбочка колоколом, стройненькие ножки и безграничное обаяние. Для виду я начал слушать её басню и вдруг, вместо того чтобы сказать: «Извините, приходите на следующий год», я отправил Ирочку сразу на третий тур!» Уже на третьем курсе студентку Мирошниченко впервые пригласили сняться в кино – в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». В те времена новые лица искали просто: ассистенты режиссёров приезжали в театральные училища и стояли в коридоре вдоль стены, отлавливая понравившихся студентов. Так «в сети» кинематографа попала и Мирошниченко. Конечно, она знала, что ректор строго запрещает съёмки во время учёбы. Однако молодой преподаватель Всеволод Шиловский, к которому Ирина обратилась за советом, махнул рукой: «Иди, пробуйся втихаря!» Пробы прошли удачно, и молодой актрисе досталась маленькая роль Кати – сестры Кольки (героя Никиты Михалкова) в небольшом эпизоде, который отсняли за один день. И за это её едва не отчислили из школы-студии и влепили строгий выговор. Зато зрители и режиссёры Ирину Мирошниченко заметили и запомнили. А ещё всех тогда интересовал вопрос: а не влюбилась ли юная студентка в красавца Михалкова? Ирина Петровна без тени сомнения утверждает, что нет. А вот сам Никита Сергеевич признаётся, что ему эта девушка как раз очень понравилась. Но... «Несмотря на то, что Ирина тогда была совершенно юной, она казалась очень независимой, и во всём её облике была такая неприступная красота, что во время съёмок мы просто не рисковали за ней ухаживать. Это была настоящая звезда, которая и вела себя, как звезда», – вспоминает артист и режиссёр. Сегодня на счету Ирины Мирошниченко более 50 киноролей. И кого она только не играла: аристократку, иностранку, переводчицу, шпионку, певицу, врача, директора завода, прокурора...

...СРЫВАТЬСЯ С ЦЕПИ
Заметили молодую актрису и в труппе МХАТа. «Я только-только была принята в труппу. И однажды, опаздывая на репетицию, мчалась по крутой лестнице. На мне было летнее платье и бусы, сплетённые из тоненьких, но звонких золотых колец. Я бежала, и бусы, конечно, гремели. И вдруг я слышу за своей спиной раскатистый голос режиссёра Бориса Ливанова (отца Василия Ливанова. – Прим. ред.) «Кто это?» – спрашивает он Лёню Губанова. «Это наша молодая артистка Ирина Мирошниченко», – отвечает тот. И Ливанов под впечатлением от увиденного говорит: «Она что, с цепи сорвалась?!» Это была первая реплика, которую я услышала от него в свой адрес. А вскоре Борис Николаевич вызвал меня на репетицию спектакля «Тяжкое обвинение». «Я видел, как вчера вы летели по лестнице, – сказал он. – Я подумал, что вы сможете сыграть у нас эпизод… Только ваша героиня должна быть совершенно другой. Она очень строгая учительница. И не звенит!» – с улыбкой рассказывает Ирина Петровна. А дальше у актрисы была целая череда работ во МХАТе – и в «Синей птице», и во «Вдовце», и в «Трёх сёстрах»... Кажется, она переиграла в этом театре все главные роли! «И ни разу не изменила ни актёрскому вкусу, ни актёрскому тону», – говорил о ней Олег Табаков. Одной из самых ярких ролей Мирошниченко, о которой говорила вся театральная общественность, стал образ Маши в чеховской «Чайке». А самой любимой ролью самой актрисы стала Сарра в «Иванове» Чехова в постановке Олега Ефремова. «У меня было много поклонников, которые писали письма – мешками! А однажды я получила письмо от женщины. Вот что она написала: «Вы дали мне возможность начать новую жизнь. Я собиралась разводиться с мужем. Мне казалось, у нас ушла любовь. В этот день я смотрела спектакль «Иванов». Настроение ужасное. И вдруг я вижу вашу Сарру, которая так любит Иванова. И я что-то поняла. Что, наверное, поступаю неправильно. Вернулась домой и смогла всё повернуть в другую сторону. Мы до сих пор вместе и счастливы. Спасибо вам большое!» – рассказывает Ирина Петровна.

...БЫТЬ СЧАСТЛИВОЙ!
Несмотря на востребованность в профессии, Ирина Мирошниченко находит время и на другие занятия. Она здорово водит машину, пишет мемуары, записывает музыку – у неё дома везде мониторы, компьютеры, динамики, звуконосители... «У меня так устроены мозги, что я иду навстречу переменам. Мне очень нравится сегодняшнее время – оно невероятно интересное! Мамуля в детстве всегда надо мной подшучивала: «Ну что ты крутишься всё время, будто шило». Наверное, вот с этим самым «шилом» так и живу – всё время что-то делаю, чем-то загружаю себя, стараюсь двигаться вперёд. Так жить радостнее, и совершенно не чувствуется возраст. Вот гоняю я на машине по ночной Москве, смотрю на гуляющих людей, сияющие огни, несущиеся автомобили и думаю: «Какое же это счастье – жить!»