Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ТВ-ЮБИЛЕЙ
ЕВГЕНИЙ ЕВСТИГНЕЕВ ЗАБЫЛ СЛОВА И СТАЛ ЗВЕЗДОЙ!
1
2
3
4
Коллеги, друзья и поклонники Евгения Евстигнеева уверены, что именно он был эталонным артистом. А Геннадий Хазанов однажды предложил мерить актёрскую гениальность и талант в специальных единицах – «Евстигнеевых». Причём «один Евстигнеев» – это максимальная оценка, и её можно поставить только самому Евгению Александровичу. 9 октября исполняется 95 лет со дня рождения этого великого актёра. И накануне юбилейной даты нам удалось узнать кое-что интересное про Евгения Евстигнеева. Оказывается, он был...

...СЛЕСАРЬ ИЗ ДЖАЗА
Евгений Евстигнеев родился в небольшом посёлке Володарском под Горьким. Его родители трудились на заводе «Красная Этна», куда после окончания дизелестроительного техникума отправился работать слесарем и сам Женя. Но его творческая натура проявлялась уже тогда: молодой человек обожал джаз и в свободное от работы время играл в джазовом оркестре, который давал небольшие концерты перед сеансами в местном кинотеатре. В оркестре Евгений стучал на ударных и делал это так мастерски, что со временем зрители стали приходить только для того, чтобы посмотреть именно на Евстигнеева. Вскоре юного барабанщика заметил ректор Горьковского театрального училища Виталий Лебский. «Кто вы?» – спросил он юношу. «Слесарь с завода», – ответил тот. «А не хотите ли стать драматическим актёром?» Евстигнеев сначала сомневался (как он сам признавался, главным образом потому, что размер стипендии в училище не шёл ни в какое сравнение с зарплатой слесаря), но затем решил рискнуть: выучил басню, пошёл на экзамен и выдержал его с блеском! Мама будущего актёра Мария Ивановна была категорически против такого поворота событий, но когда впервые увидела Женю на сцене, примирилась. А через несколько лет даже стала соучастницей заговора, который открыл Евстигнееву дорогу в Москву. Или дорогу к славе – тут как посмотреть.

...ЗАБЫВЧИВЫЙ ЗАГОВОРЩИК
А дело было так. После окончания училища Евстигнеев получил распределение в драмтеатр во Владимире. Там он проработал три года и сыграл более двадцати ролей, но не оставлял мечту попасть в какой-нибудь столичный театр. Однако руководство драмтеатра, понятное дело, не собиралось никуда отпускать талантливого актёра. Тогда Евстигнеев вместе с мамой разработал план побега! Евгений попросил в театре дать ему небольшой отпуск, чтобы съездить на родину – проведать якобы заболевшую маму. Руководители театра позвонили в Горький. «Ох, да, болею я... Отпустите сыночка», – слабым голосом подтвердила Мария Ивановна. Свою роль она сыграла идеально! А сыночек в это время уже покупал билет в Москву. Оказавшись перед приёмной комиссией школы-студии МХАТ, 28-летний абитуриент Евстигнеев с невероятным артистизмом продекламировал: «Римляне, сограждане, друзья!» И... замолчал. Забыл текст! Но его приняли, причём сразу же на второй курс. После окончания школы-студии актёра пригласили во МХАТ, где он проработал всего несколько месяцев. В 1956 году Олег Ефремов открыл свой театр «Современник», и Евстигнеев сразу же перешёл в его труппу. Свою первую главную роль в этом театре актёр получил только через четыре года – сыграл Короля в пьесе «Голый король». Постановка имела успех: зрители ночевали на раскладушках у кассы, а перед началом представления выходили к театральному подъезду с плакатами «Куплю лишний билет». Именно тогда к Евгению Евстигнееву пришла известность и авторитет в профессиональной среде. «Евстигнеев попал на роль Короля и занял сразу то место, какое солнце занимает по отношению к другим планетам, вокруг него кружащимся, – говорил Олег Табаков. – Он был актёрским солнцем нашего театра». Всего в «Современнике» Евгений Александрович сыграл более 20 ролей.

...АВТОРИТЕТ В ИНДПОШИВЕ
Параллельно Евгений Александрович снимался в кино. Поначалу его кинороли были совсем небольшими: например, в 1957 году в своём самом первом фильме «Поединок» он сыграл подполковника Петерсона, в картине «Баллада о солдате» актёру досталась роль водителя грузовика, а в фильме «Три рассказа Чехова» – роль художника. Однако к каждой своей работе Евстигнеев относился очень ответственно и продумывал всё до мелочей. Поэтому в скором времени он получил от коллег и зрителей неофициальное почётное звание короля эпизода. Всегда тщательно относился Евстигнеев и к подбору костюмов – и тоже вне зависимости от величины роли. Например, на съёмках фильма «Мы из джаза», где у Евгения Александровича была далеко не главная роль вора в законе, произошла такая история. К режиссёру картины Карену Шахназарову прибегает взволнованный художник по костюмам со словами: «Я понимаю, что Евгений Александрович народный артист, но всё-таки почему это он так выкобенивается? Всего в одном эпизоде снимается, а говорит: «Шейте костюм!» У нас такая костюмерная на «Мосфильме», а он отказывается». А Шахназаров отвечает: «Раз Евстигнеев говорит – значит, надо шить». Коллега Евстигнеева по съёмочной площадке Александр Панкратов-Чёрный тогда тоже решил выяснить у требовательного актёра, почему он не удовлетворился готовым костюмом. И тот ему ответил: «Авторитет, который «держит» всю Одессу, не будет надевать ширпотреб! У него должен быть индивидуальный пошив! А мне, вору в законе, предлагают одеться из «подбора» «Мосфильма»!» «Я сначала подумал, что он шутит. Но он говорил на полном серьёзе», – вспоминает Панкратов-Чёрный.

...ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ КАРТЁЖНИК
Всесоюзную популярность Евстигнееву принесла роль начальника пионерлагеря товарища Дынина в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», которую актёр сыграл в 38 лет. Режиссёр картины Элем Климов в этой роли видел только и исключительно Евстигнеева. «В те годы я дневал и ночевал в «Современнике», смотрел не только все спектакли – все репетиции. И в дарование Евстигнеева просто был влюблён, – рассказывал режиссёр. – Но Евстигнеев тогда в кино почти не снимался, и поэтому мне в кинокомиссии сначала настойчиво предлагали взять Михаила Пуговкина, а потом и вовсе сказали: «На Дынина Евстигнеева ни в коем случае! Кто угодно, только не он!» «Не хотите утверждать Евстигнеева, тогда снимайте сами!» – ответил я. И ушёл. Похоже, моя наглость их обескуражила. Согласились». А ещё Элем Климов очень любил вспоминать, как в перерывах между съёмками Евгений Евстигнеев с большим удовольствием учил всех детей вокруг играть в карты. После выхода этого фильма на экраны роли буквально посыпались на Евгения Александровича: подпольный миллионер Корейко в «Золотом телёнке», жених Калачёв в «Зигзаге удачи», Корзухин в «Беге», профессор Плейшнер в «Семнадцати мгновениях весны»... И множество других ролей, которые золотыми буквами вписаны в историю кино. Всего в послужном списке Евстигнеева около 150 фильмов и порядка 200 ролей в театре. Своим талантом и актёрским опытом Евгений Евстигнеев делился щедро. В 1976–1985 годах он преподавал в Школе-студии МХАТ, а в 1983 году стал профессором. Многие рассказывали, как Евгений Александрович общался со своими студентами. Например, Олег Николаевич Ефремов, разговаривая с учениками, подробно объяснял, как и что нужно делать. А Евстигнеев подходил к своим студентам и говорил: «Понимаешь, старик, вот тут нужно и-ээх, а тут нужно у-ухх». И студенты прекрасно его понимали! «Он мог появиться, просто сказать: «Здравствуйте!» – и этого уже было достаточно. Его принимали, даже если он ничего не говорил, а просто обводил зал глазами и переминался с ноги на ногу», – говорил Валентин Гафт. «Как я это делаю? Даже не знаю. Само приходит откуда-то. Создать настоящий характер не сложно – надо всего лишь просто и глубоко чувствовать жизнь», – всегда говорил Евгений Евстигнеев.