Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
НЕИЗВЕСТНЫЕ ТАЛАНТЫ СЕРГЕЯ ЖУКОВА
1
КАК КАЗАК!
1
ВЕЛИКОЛЕПИЕ СКВОЗЬ ГОДЫ
1
КРУТИТЕ БАРАБАН!
1
СВЕТСКАЯ ХРОНИКА
1
ТЕМА НОМЕРА
ГЛАВНОЕ – ЧТОБЫ КОСТЮМЧИК СИДЕЛ!
1
2
3
4
Народная мудрость о том, что встречают по одёжке, для киногероев особенно актуальна: одежда – это тоже способ рассказать что-то о персонаже. Неудивительно, что костюмам в кинопроизводстве уделяют столько внимания. Но ещё кинокостюмы – неиссякаемый источник курьёзов!

ТАЙНЫЙ КОРСЕТ КАТИ ТИХОМИРОВОЙ
Костюм очень часто помогает актёру лучше вжиться в образ. В этом убедились создатели фильма «Москва слезам не верит». Действие картины происходит в две временные эпохи – сначала в конце 1950-х, а затем в 1970-е годы. И вот с образом героинь в юности возникли проблемы. В настоящих платьях 1950-х годов Вера Алентова, Ирина Муравьёва и Раиса Рязанова выглядели слишком взрослыми. Ни грим, ни актёрское мастерство ситуацию не спасали. Тогда решили сшить платья современного силуэта, но из тканей нужного времени. Правда, и это оказалось непросто. Дело в том, что сохранившиеся материалы 1950-х годов со временем стали использовать для бытовых нужд, например шить из них матрасы. «Пришлось мастерам пошивочного цеха аккуратно распарывать матрасы, сшивать их в полотна и затем шить из этих полотен новые платья, в которых никто на самом деле не ходил в те времена...» – вспоминает художник по костюмам Жанна Мелкоян. Ну а той специфической пластики в движениях, которая свойственна юным девушкам, добились забавным способом: актрис заставили надеть корсеты. Необходимости делать артисток стройнее не было, но неудобные наряды сделали их походку и движения более резкими, напряжёнными. Не способствовала расслаблению и обувь. На новые туфли у съёмочной группы денег не было, пришлось взять со склада то, что было. А за долгие годы на складских полках обувь огрубела и скукожилась, её невозможно было носить – так сильно она натирала ноги. Пришлось добавить белые носки. И получилось так удачно, что после выхода фильма на мировые экраны мода на белые носки захватила всю страну! Интересная история и у джинсов, в которых щеголяет Гоша. Жанна Мелкоян признаётся: «Я пошла на смелый шаг – сделала из него эдакого мачо. Типичный советский рабочий выглядел неприглядно: потёртый пиджачок, помятая кепка. Плюс актёр был на десять лет старше своего экранного героя. Нужно было всё это как-то исправлять. И я была первым художником, который предложил великому Баталову сниматься в джинсах. Это была настоящая война! Он вообще этого не хотел, считал непристойным ходить в «заграничных штучках». Кроме того, в Советском Союзе тогда продавались только индийские псевдоджинсы из мягкой ткани, они ужасно выглядели. Найти настоящие джинсы – для студии это была невыполнимая задача! Но незадолго до этого мой папа подарил моему мужу фирменные джинсы Wrangler. Муж долго не решался даже померить их. Так они у нас дома и лежали… Я принесла эти джинсы на студию и попросила Баталова померить. Он надел и больше не снимал». Кстати, говорят, эти джинсы Баталов так и не вернул – настолько они ему понравились!

ИДЕАЛЬНЫЙ КАМУФЛЯЖ АННЫ КАФТАНОВОЙ
Стремление сэкономить деньги и время вообще часто оборачивается курьёзами. Например, последние сцены многосерийного фильма «Вечный зов» снимались в Норвегии, и съёмочная группа экономила даже на гримёре и костюмере. Актёры зачастую отправлялись на съёмочную площадку прямо в образе, одевшись и причесавшись прямо в гостиничном номере. Ада Роговцева, которая сыграла одну из главных героинь, рассказывает: «Утром я выходила из гостиницы в образе постаревшей седовласой Анны и такая же возвращалась. А тут – День независимости Норвегии, и всех людей, даже прикованных к постели, выносят на улицу, чтобы они участвовали в празднике, дома никто не остаётся. Я нарядилась, бегаю туда-сюда, и каждый раз портье пытается что-то у меня спросить, а я не понимаю. Наконец вечером заходит кто-то из съёмочной группы, и я говорю: «Переведи, что он от меня хочет. Целый день привязывается!» Оказалось, портье беспокоился, почему сегодня ни разу не вышла из номера моя мама…»

СПАСИТЕЛЬНОЕ ПАЛЬТО ГЛЕБА ЖЕГЛОВА
Бывает так, что актёры сами додумывают костюм героя, сочиняют какие-то детали для особой достоверности. Например, Владимир Высоцкий очень серьёзно подошёл к роли Глеба Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя». И это несколько затруднило работу режиссёра Станислава Говорухина. Высоцкий наотрез отказался надевать на экране милицейскую форму. Что было делать Говорухину? Ведь было ясно, что худсовет непременно придерётся к этому моменту. И тогда появилась сцена, где Жеглов стоит у зеркала и рассказывает, что для него форма – что-то вроде пижамы, домашняя одежда, поскольку он её никогда не носит... Досталось от Высоцкого и легендарному чёрному кожаному пальто. Директор Музея кино Одесского отделения Союза кинематографистов Украины Валерий Костроменко рассказывает: «Художник по костюмам читает сценарий, там написано, что Жеглов в кожаном пальто. Пошли в магазин и купили, а действие картины происходит после войны, и все очень бедно одеты. Володя сказал: «Нет, в таком пальто новеньком я сниматься не буду». И тогда взяли наждак, обдирали пальто, старили, поотрезали фирменные пуговицы, пришили случайные». Но даже несмотря на такую обработку, пальто осталось качественным – и вскоре прошло настоящую проверку на прочность. Дело было во время съёмок ночной милицейской погони. Милиция оцепила участок возле Большого театра, чтобы киношникам было удобнее работать. Процесс шёл своим чередом, в какой-то момент устроили перерыв. И вдруг все услышали пронзительный крик Высоцкого из темноты. Кинулись на звук и обнаружили странную картину: Владимир Семёнович пытался оторвать от себя девушку, которая вцепилась зубами в его рукав. Оказалось, какая-то фанатка артиста смогла пробраться мимо охраны и, увидев кумира, от избытка чувств не придумала ничего лучше, как укусить его. Неизвестно, как девушку успокоили в итоге, но пальто не подвело: Высоцкий не пострадал.

ДРАГОЦЕННЫЙ ИМПОРТ ДЛЯ ИНТЕРДЕВОЧЕК
Бывали времена, когда советским кинематографистам сложно было купить даже современную одежду. К примеру, по сюжету, все героини фильма «Интердевочка» – большие модницы. Где найти модные вещи, когда в стране страшный дефицит? Режиссёр Пётр Тодоровский просто заказал их в Швеции. Дальше началась головная боль для костюмеров. Каждый предмет гардероба был на вес золота, артисток умоляли: «Аккуратнее, только не испортите импортные шмотки». Но, конечно же, без накладок всё равно не обошлось. Больше всего не везло почему-то Ингеборге Дапкунайте. Ирина Розанова рассказывает: «В начале съёмок костюмер Алина выдала нам капроновые колготки и попросила: «Девочки, их всего по две штуки на каждую из вас. Умоляю, не порвите, мне голову снесут!» Мы всегда очень бережно их надевали и снимали, стараясь не оставить зацепок. Как-то сидим, ждём отмашки режиссёра, когда войти в кадр. «Какой кошмар! Кошмар!» – слышим вдруг крики Дапкунайте. Мы сбежались к ней в панике, а она причитает: «Стрелка пошла! Наверное, задела за стул. Меня точно убьют!» Я начала успокаивать подругу, потом аккуратно сообщила о казусе Алине. Та быстро отыскала запасные колготки – сцена была благополучно отснята. Следующей локацией по сценарию был бассейн, одежда – белоснежные европейские спортивные костюмы. Для пущего эффекта решили сделать всем девушкам длинные накладные ногти. Ради бьюти-процедуры нас отправили на студию «Мосфильм», для прочности ногти лепили прямо на «Момент». Не успели мы доехать до площадки, Ингеборга говорит: «Похоже, ноготь ободрала. Надо поправить!» Достаёт пузырек и начинает подкрашивать, а мы же в машине едем! Конечно же, в этот момент авто резко попадает в выбоину. Красный лак проливается на белые брюки. «Боже! Опять! Алина точно не будет со мной больше работать», – запричитала Дапкунайте. Нужно было как-то выкручиваться. Благо, у ребят из съёмочной группы оказался ацетон. Общими стараниями оттёрли пятно». Зато в итоге выглядели актрисы так эффектно и вызывающе, что однажды их даже не пустили в кафе, когда после тяжёлого съёмочного дня они решили перекусить, забыв переодеться. Вот она – сила преображения!