Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ВРЕМЯ, НАЗАД!
НАША ЛЮБИМАЯ «ТЁТЯ»
1
2
3
4
5
6
В 1975 году в успех комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!» мало кто верил. Уж слишком непривычной для советского киноэкрана выглядела эта история в стиле немого кино. Но создателей фильма это не огорчало: в процессе съёмок они получили столько удовольствия, что печальная прокатная судьба картины отходила на второй план. И такой подход сработал: 45 лет спустя «Тётю...» всё ещё любят и цитируют. А мы в нашей рубрике «Время, назад!» вспоминаем, как снималась эта комедия.

«Я ТЁТУШКА ЧАРЛИ ИЗ БРАЗИЛИИ»
Есть версия, что знаменитой комедией зрители обязаны жене одного советского чиновника. Даме очень нравился трофейный фильм «Тётка Чарлея» – экранизация одноимённой пьесы английского драматурга Брендона Томаса. На одном из званых ужинов в Политбюро она посетовала, что молодёжь не знакома с таким забавным сюжетом. И через некоторое время пошли разговоры о советской экранизации пьесы. Но режиссёры один за другим отказывались от этой работы. Дело в том, что пьеса, очень популярная в XIX веке в Англии, в Советском Союзе века XX выглядела вовсе не такой уж смешной... Режиссёр Виктор Титов понял, что из этой ситуации есть только один выход: написать свой собственный сценарий. И блестяще справился с этой задачей. Пьесу «Тётка Чарлея» до сих пор ставят в театре, но зритель, ожидающий увидеть на сцене знакомую донну Розу, будет разочарован. От творчества Томаса в комедии осталось всего ничего – только история с мужчиной, притворяющимся эксцентричной миллионершей. Даже имена героев в оригинале не такие: донна Роза, например, – донна Люсия. И прекрасными диалогами, которые все знают наизусть, фильм обязан не английскому драматургу, а советскому режиссёру – Виктор Титов сочинил их сам. Ну а название появилось благодаря... Фаине Раневской. Фразу «Здравствуйте, я ваша тётя!» Раневская произносила в фильме «Лёгкая жизнь», и все решили, что эта фраза тут будет как нельзя к месту. Денег на фильм выделили мало, и, чтобы при дефиците бюджета сделать комедию интересной, пришлось применить фантазию. Так и появилась идея снять фильм в стиле немого кино: в нарочито несерьёзной атмосфере не так бросалась в глаза экономия на костюмах и реквизите, а также то, что весь фильм снимали в крошечном павильоне.

«Я СТАРЫЙ СОЛДАТ И НЕ ЗНАЮ СЛОВ ЛЮБВИ»
Кто оценил новаторский подход Виктора Титова, так это актёры. Съёмки проходили в павильонах Останкинской телестудии в третью смену: начинались в час ночи, а заканчивались в семь утра. При этом все артисты работали ещё и в театрах. Но никто не жаловался, и эти безумные дни исполнители главных ролей вспоминали с удовольствием. Ведь всем им дали как следует похулиганить! Например, Армен Джигарханян до роли судьи Кригса играл в основном брутальных героев – никто и представить не мог, что актёр может быть настолько смешным. Кстати, он и претендовал изначально на роль более героическую – полковника Чеснея. Но режиссёр по наитию попросил Армена Борисовича сыграть дубль в качестве судьи. И понял: перед ним истинный Кригс. Джигарханян с энтузиазмом взялся за роль и многое придумал сам. Например, полосатый костюм и усы, приклеенные вверх ногами, – его идеи. Михаил Козаков, которому в итоге досталась роль полковника, тоже придумал для своего героя отличительную черту – хромоту. Это своеобразная дань уважения Зиновию Гердту. Тот мечтал сняться в этом фильме, но именно в дни съёмок труппа его театра отправилась на гастроли в Европу, поэтому не сложилось. Кстати, смешные «фишки», видимо, вдохновившись креативностью Джигарханяна и Козакова, в итоге придумали для всех героев. Например, огромные нарисованные веснушки Бетти, героини Татьяны Васильевой. Гримёрам с ними пришлось повозиться, ведь нужно было, чтобы Бетти всегда выглядела одинаково. Поэтому актрису в гриме фотографировали и каждую веснушку потом сверяли со снимком.

«КАК СЮДА ПОПАЛА ЭТОТ СЭР?»
На роль бродяги Бабса Баберлея, он же донна Роза, пробовалось сразу несколько знаменитых актёров. Платье тётушки Чарли могли примерить Олег Табаков, Евгений Леонов, Владимир Этуш и даже Евгений Матвеев. Александр Калягин был не самым очевидным выбором – к тому времени он был известен в основном театральными работами и считался прекрасным драматическим, а не комедийным актёром. Драматично складывалась в тот момент и жизнь артиста. Незадолго до этого он остался вдовцом с маленькой дочкой на руках. Казалось бы, до комедии ли тут? Но актёр с радостью схватился за возможность немного отвлечься от грустной реальности – и всех покорил. Образ донны Розы он придумывал вместе с режиссёром – Калягин и Титов целыми днями пересматривали модные журналы, актёр копировал манерные позы манекенщиц. Остальное Калягин добавил от себя – это была дань уважения всем женщинам, с которыми он встречался в жизни. «Моя тётка Чарлея родилась из воспоминаний о воспитавших меня женщинах – матери, тётках. В неё вошли черты девочек и женщин, в которых я был влюблён, которых просто мельком видел на улице или в транспорте, – признаётся он. – Память выдавала на-гора то позу, то жест, то манеру держать веер, стрелять глазками, кокетничать, приподнимать ножку, хлопать ресничками… Ещё важнейшим в работе было воспоминание об опыте Чарли Чаплина, как-то снявшего коротенький фильм «Женщина». Мне тоже хотелось испытать, каково это. Что чувствуют и переживают эти существа в юбках, чулках и прочих деталях туалета? Женский костюм я обживал старательно, практически не снимая даже в обеденный перерыв. Дело в том, что эти перерывы были короткие, а в буфете – очереди. Если полностью переодеваться: снимать чулки, накидку, юбку и прочее, можно остаться голодным. Этого я себе не позволял никогда! Поэтому я снимал только парик. Смотрели на тётеньку с лысой головой, мягко скажем, удивлённо...» Впрочем, есть в этом образе и один секрет. Калягин хоть и переодевался в женщину, и копировал женские повадки, играл всё-таки мужчину. На этом прямо настаивал режиссёр. Просто так сложились обстоятельства, что этому мужчине пришлось надеть юбку.

«А КТО НЕ ХОЧЕТ САХАРУ ИЛИ СЛИВОК?»
Самой весёлой сценой участники съёмок единогласно называют сцену с метанием тортов. Её снимали два дня вместо нескольких часов – так хохотали все, включая режиссёра. Не до смеха было только художнице по костюмам, сестре Нонны Мордюковой Наталье Катаевой. И её можно понять: в костюмы героев было вложено очень многое! Сколько дней Наталья просидела в библиотеке, изучая моду начала XX века, сколько времени понадобилось на то, чтобы в условиях дефицита найти нужные ткани... Аксессуары – например, перчатки и боа – Наталья шила сама. А над платьем Калягина думала вся съёмочная группа. В итоге решили, что фальшивая донна Роза должна выглядеть несколько нелепо, – и сшили наряд из занавески с характерной бахромой. Увы, из-за ограниченного бюджета каждому герою досталось только по одному костюму, и после каждой сцены вещи приходилось приводить в порядок. Легко представить ужас костюмеров при виде того, как драгоценные наряды пачкают кремом. Впрочем, костюмы из этого фильма с блеском выдержали все испытания. Они сохранили свой вид и сегодня – увидеть платье донны Розы можно в музее «Останкино».

«...ГДЕ МНОГО-МНОГО ДИКИХ ОБЕЗЬЯН»
В фильме, героиня которого всё время говорит про обезьян, конечно, ожидаешь увидеть хоть одну. Режиссёр поначалу планировал, что с обезьяной на руках в кадре появится настоящая донна Роза в исполнении Тамары Носовой. В «Останкино» привезли циркового шимпанзе по имени Яша. Но на съёмочной площадке обезьяну что-то нервировало, и Яша прокусил руку второму режиссёру. Естественно, от участия Яши тут же отказались, а Тамара Носова пришла в ужас и наотрез отказалась сниматься с обезьянами вообще. Новую кандидатку на роль бразильской диковинки, маленькую макаку из зооуголка, держать пришлось уже Татьяне Веденеевой. И хоть это животное не выглядело агрессивным, с ним тоже хватало хлопот. Татьяна, памятуя об инциденте с Яшей, нашла способ несколько обезвредить обезьянку. Она кормила макаку вишнями – та складывала ягоды за щёки и кусаться после этого не могла. Но шум на съёмочной площадке всё равно заставлял животное нервничать. Особенно обезьянку пугал звук автомобильного мотора. Каждый раз, как заводили двигатель, она с перепуга так вцеплялась в рукав актрисы, что к концу дубля у Татьяны были исцарапаны все руки. После этого от живых четвероногих актёров решили отказаться – фальшивая донна Роза разгуливает в обнимку с чучелом обезьяны. Режиссёр решил, что так даже смешнее.

«ОНИ КААК ПРЫГНУТ!»
В немых фильмах, которыми вдохновлялся Виктор Титов, огромное количество трюков. Конечно, не обошлось без них и в его собственном фильме. Впрочем, несмотря на экономию бюджета, исполнителей главных ролей не заставили рисковать здоровьем – все трюки в комедии делают приглашённые цирковые артисты. Практически все эти сцены снимались с одного дубля. Художник-постановщик Виктор Петров вспоминает: «В фильме есть сцена, где герой Олега Шкловского Джеки Чесней падает с лестничного пролёта вместе со старым роялем. Мы купили два списанных рояля и из одного из них вытащили деку. И цирковой мальчик падал в это отверстие, а уже оттуда выпадал заранее спрятавшийся там Шкловский в оборванной рубашке». А вот Александр Калягин один из трюков исполнил сам. Правда, акробатических способностей для этого не понадобилось. В одном из эпизодов фильма Бабс прячет под платьем горящую сигару. Для этой сцены костюмер пришил к юбке карман из огнеупорной ткани – асбеста. А пиротехник заложил под юбку специальный состав, который должен был задымиться. Но во время одного из дублей Калягин промахнулся мимо кармана, и сигара упала прямо в складки его платья. Ужас на лице актёра был неподдельным, но, слава богу, рядом был фонтан, и Калягин немедленно бросился к воде. Всё успели потушить. И, как это часто бывает в кино, именно этот дубль оказался самым смешным и вошёл в картину.