Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ВРЕМЯ, НАЗАД!
«МНЕ АФОНЯ РУБЛЬ ДОЛЖЕН!»
1
2
3
4
5
6
40 лет назад состоялась премьера легендарного фильма Георгия Данелии «Афоня». Трогательная и смешная история о непутёвом и влюбчивом сантехнике в исполнении Леонида Куравлёва сразу покорила сердца зрителей: картина стала лидером проката 1975 года, собрав у экранов более 62 миллионов зрителей. А многие фразы из фильма стали крылатыми и ушли в народ. В нашей традиционной рубрике «Время, назад!» мы решили вспомнить некоторые из них и с их помощью рассказать историю создания картины.

«ВОТ ТЫ ДО ЧЕГО ДОКАТИЛСЯ, БОРЩОВ!»
Оказывается, в первом варианте сценария фильма «Афоня» не было даже намёка на комедию: сюжет был довольно драматичным, Афоня планировался хитрым и равнодушным маляром, а конец у картины должен был быть грустным. Однако вскоре автор сценария Александр Бородянский «переписал» главного героя – маляр стал сантехником и превратился в балагура. «Я так решил, потому что фигура сантехника тогда была на слуху, про них сочиняли массу анекдотов. Ну и ещё подумал, что образ маляра не очень зрелищен: он что, с кисточкой полфильма будет ходить? Это неинтересно! – рассказывает Бородянский. – Надо сказать, что я писал сценарий практически с себя, наделил героя своими лучшими качествами: весёлый, добрый, готовый прийти на помощь. А красавицу Елену, покорившую сердце Афони, списал с собственной жены. К нам домой повадился ходить сантехник и влюбился в мою жену – я же видел это! Я про любовь не очень умею писать, а тут вспомнил, как он ходит и ходит – то кран, говорит, нужно поменять, то прокладку... Назвал я свой сценарий (который, кстати, был моей курсовой работой во ВГИКе) «Про Борщова, слесаря-сантехника ЖЭКа № 2» и отправил его на профсоюзный конкурс произведений о рабочем классе. Получил поощрительный приз. А потом друг посоветовал мне отдать текст начинающему режиссёру студии имени Довженко. Но на студии решили, что наградной сценарий нельзя поручать дебютанту. И мне пришла телеграмма, что по решению Госкино режиссёром картины станет Георгий Данелия». Кстати, именно Данелия и предложил закончить фильм хеппи-эндом и всё-таки устроить встречу Афони и Кати. Правда, сначала встреча должна была состояться только во сне героя, но когда начали снимать, режиссёр был настолько восхищен трогательностью Евгении Симоновой, что сжалился над своим героем, и в финале Катя появляется в реальности.

«ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК БЫЛ ХОРОШИЙ!»
Кастинг на главную роль был большой. Изначально Данелия видел в качестве Афони Владимира Высоцкого, тем более что в фильме предполагались сцены, где он будет играть на гитаре. Говорят, Высоцкому тоже очень понравился сценарий и он был уже готов стать работником ЖЭКа. Но Данелия и Бородянский вскоре передумали – решили, что из Высоцкого получился бы слишком серьёзный сантехник, а снимать хотели кино с юмором. Стали рассматривать другие варианты: режиссёр вёл переговоры с польским актёром Даниэлем Ольбрыхским, на роль пробовались также Николай Караченцов, Владимир Носик, Виктор Проскурин, Борис Щербаков, Владимир Меньшов, Георгий Бурков, Иван Бортник. И, конечно, Леонид Куравлёв, после проб которого выбор уже не стоял. «В Куравлёве есть какая-то загадка, другого бы так не полюбили. Афоня в его исполнении получился настолько обаятельным, что на «Мосфильм» пришло немало возмущённых писем от жён пьющих особей. Особенно запомнилось одно, в нём дама из Омска спрашивала: «Товарищ режиссёр, а вы сами когда-нибудь спали с пьяным сантехником?!» В ответном письме я сознался, что не спал. Ни с пьяным, ни с трезвым», – со смехом рассказывал Данелия. Леонид Куравлёв признавался, что вжиться в роль пьющего сантехника ему было нелегко. Например, для начала ему пришлось похудеть на 12 килограммов, чтобы внешне соответствовать своему герою, а свой знаменитый сольный «пьяный» танец он смог сыграть только после бокала вина. Но именно этот фильм и принёс Куравлёву небывалую славу. У актёра богатейшая фильмография – почти 200 ролей, но ни Жоржем Милославским, ни Хомой Брутом, ни Робинзоном его на улице не называют, а вот Афоней – запросто. «По сей день кричат в спину: «Афоня, дай рубль!» Афоня свой в доску. Мерзавец ведь, а любят», – с улыбкой говорит Леонид Вячеславович.

«ГОНИ РУБЛЬ, РОДСТВЕННИК!»
Именно эта фраза собутыльника Афони Федула стала визитной карточкой фильма. «Зрители сразу полюбили светлую и наивную Катю в исполнении Евгении Симоновой, рассудительного Колю в исполнении Евгения Леонова и даже разгильдяя Афоню, но самое большое количество аплодисментов на встречах в кинотеатрах срывал алкоголик Федул, которого в нашем фильме великолепно сыграл Борислав Брондуков, – рассказывал Георгий Данелия. – В костюме и гриме Боря был настолько органичным, что когда во время съёмок в ресторане он вышел на улицу покурить, швейцар ни за что не хотел пускать его обратно. Брондуков объяснял, что он актёр, что без него съёмки сорвутся, но швейцар не верил. Говорил: «Много вас тут таких артистов!» Брондуков настаивал, и тогда швейцар пригрозил, что вызовет милицию. И вызвал бы, но тут на улицу выглянула моя помощница Рита Рассказова со словами: «Борислав Николаевич, вы здесь? А то у нас там паника – куда актёр делся!» «Неужели он и вправду артист? Надо же!» – изумился швейцар». Ну а местные выпивохи, понятное дело, принимали актёра за своего. Однажды во время перерыва к Брондукову подошёл выпивший товарищ и спросил, показывая на съёмочную группу: «Слышь, кореш, а что за типы?» «Да я и сам не знаю…» – подыграл Брондуков. Разговор в этом ключе длился примерно полчаса, а группа умирала со смеху и даже не начинала съёмки. Позже гримёры по секрету признались, что одежду для Федула Георгий Данелия привёз со своей дачи – это были его старые вещи, которые он снял со своего огородного пугала.

«ЭТО ЭНЕРГИЧНЫЙ ТАНЕЦ!»
Театральная актриса Татьяна Распутина запомнилась зрителям как пышногрудая девушка Людмила, с которой Афоня танцевал тот самый «энергичный танец». Чтобы превратить худенькую актрису в барышню с пышными формами, костюмеры решили засунуть ей в лиф полиэтиленовые пакеты с водой. Но от слишком энергичных танцев Распутиной случился конфуз: пакеты лопнули, и вся вода вылилась. Поэтому в следующих дублях режиссёр решил использовать в качестве наполнителя манную крупу. Кстати, когда снимали этот эпизод, заболела костюмерша. И на съёмочную смену она прислала своего мужа, перед которым и встала задача так подтянуть лямки бюстгальтера, чтобы они удержали всю эту конструкцию. Недолго думая он взял и затянул их сзади морским узлом! Получилось так здорово, что даже кинокритики потом восхищались этой удачной «художественной деталью».