Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ТВ-ЮБИЛЕЙ
«МАРСИАНСКИЕ ХРОНИКИ» ВЛАДИСЛАВА ДВОРЖЕЦКОГО
E16 09 b 6
E16 09 b 7
E16 09 b 2
E16 09 b 4
26 апреля Владиславу Дворжецкому, которого за необычную внешность называли «инопланетянином», исполнилось бы 80 лет. Но прожил он только 39. И словно знал, что судьбой ему отпущено немного, – спешил жить: менял города, профессии, спутниц жизни. А за 8 лет работы в кино успел сняться в 18 картинах, среди которых «Бег», «Земля Санникова», «Капитан Немо».

ОТ ФЕЛЬДШЕРА ДО АКТЁРА
Вся семья Владислава была связана с искусством: он родился в Омске у балерины Таисии Рэй и актера Вацлава Дворжецкого. Вторая жена отца Рива Левите была театральным режиссером. Кстати, свою «родную мачеху» 11-летний Владик выбрал сам. После развода родителей он с мамой жил в театральном общежитии, где, приехав в Омск работать, поселилась и Левите. «Владик буквально через несколько дней после того, как я въехала, постучался ко мне: «Можно?» Он стал ко мне часто приходить, и у нас завязались очень близкие отношения, – рассказывала она. – Он потом говорил: «Сначала мы с тобой подружились, а потом уже папу прихватили». Так что когда Вацлав Дворжецкий с Ривой Левите перебрались жить и работать в Саратов, девятиклассник Владислав отправился с ними. При этом связывать свою судьбу с работой в театре он не планировал – собирался поступать в мединститут. Но после окончания школы вдруг уехал к матери в Омск. «Потом выяснилось, почему отъезд был такой неожиданный, – рассказывала Левите. – Он хотел поступить в мединститут, а отец замечательной девочки Наташи, в которую он был влюблен, был там профессором. Потом Владик мне объяснял: «Ты представляешь, если бы я пошел сдавать экзамены в мединститут и провалился? Как мне было бы стыдно!» И он решил исчезнуть». В Омске Владислав окончил медицинское училище и отправился служить в армию – на Сахалин. После окончания срочной службы остался на сверхсрочную. Был военным фельдшером, заведующим аптекой, акушером – принял 84 ребенка. А затем вернулся в Омск, чтобы наконец поступить в мединститут. Однако оказалось, что прием документов там уже закончен. И мама предложила Владиславу, чтобы не терять учебный год, поступить в актерскую студию при Омском ТЮЗе, где она преподавала танцы. Так Дворжецкий пришел в актерскую профессию.

«БЕГ» В МОСКВУ
Возможно, Владислав не задержался бы и в актерской профессии. В Омском драмтеатре, куда он пришел после окончания студии, ролями Дворжецкого не баловали. Он задумался о перемене судьбы, собирался уйти с друзьями в геолого-разведочную экспедицию. Но тут в Омск приехала ассистент режиссера с «Мосфильма» Наталья Коренева. Она заглянула в драмтеатр в поисках интересных лиц для фильма «Каждый вечер в одиннадцать» – и увезла с собой в Москву фотографии Дворжецкого. В тот фильм его не пригласили. Но через несколько месяцев фото Владислава попало в руки режиссеров Алова и Наумова, которые приступали к съемкам фильма «Бег» по пьесе Булгкова. Их поразило необычное лицо актера, и они вызвали Дворжецкого на пробы. «Получив телеграмму с приглашением на кинопробу, я ринулся перечитывать пьесу Булгакова, – вспоминал он. – Стали гадать с женой, кого бы я мог там сыграть. Светлана сказала: «Может, Хлудова?» Но я, конечно, на главную роль и не замахивался. Меня пробовали на роль начальника контрразведки Тихого, потом на роль солдата Крапилина. Потом я целый месяц маялся в Омске ожиданием. Наконец был вызван вторично. Догадка моей жены подтвердилась – поручили Хлудова. Работа над ролью началась с невероятно сложной сцены в салоне поезда: Хлудов в бреду, его преследует призрак повешенного солдата... Было ужасно страшно». Кинодебют Дворжецкого был уникален не только тем, что актеру, который ни разу не снимался, доверили сложнейшую главную роль. В свои 30 лет он сыграл 50-летнего Хлудова почти без грима! Параллельно с «Бегом» на экраны вышла картина «Возвращение «Святого Луки», где актер предстал в образе вора Графа. Так Дворжецкий сразу стал знаменит и очень востребован.

СЧАСТЬЕ С ЧЕТВЁРТОЙ ПОПЫТКИ
Однажды Дворжецкий признался, что больше всего на свете хотел бы стать комендантом острова, где будет жить много детей и животных. Возможно, такая мечта родилась у актера потому, что он никак не мог обрести уютный семейный очаг. С первой женой Альбиной, с которой познакомился на Сахалине, Владислав, несмотря на рождение сына Александра, прожил всего три года. В Омской актерской студии Дворжецкий встретил новую любовь – красавицу Светлану. У них родилась дочка Лида. Но Владислав отправился сниматься в Москву, и отношения не выдержали постоянных разлук. Брак с московской манекенщицей Ириной, которая родила ему сына Дмитрия, тоже оказался неудачным. Лишь в 37 лет Дворжецкий встретил свое счастье. В гостях у друзей он познакомился с 30-летней сотрудницей исполкома Натальей Литвиненко. Скромная привлекательная женщина сразу заинтересовала актера. И узнав, что Наталья собирается навестить маму в санатории, Дворжецкий предложил ее подвезти. «На следующий день Владик подъехал к моему подъезду на «Жигулях». Выехали за МКАД. Вдруг выясняется – Владик не знает дороги, за что просит у меня прощения. А я прошу прощения, что не могу объяснить, куда ехать. Едем, плутаем и говорим, говорим, говорим, – вспоминала Наталья их первое «свидание». – Я заметила, что на заднем сиденье машины лежат авоськи с продуктами. Владик объяснил: «Мы с сыном живем одни, вот и приходится хозяйством заниматься» (Саша с 8 лет жил вместе с отцом). На обратном пути Влад попросил: «Мне нужно поехать Лидушке туфли купить. Вы поможете?» Собирался отправить посылку дочке. Тут мое сердце окончательно растаяло: «Какой заботливый отец!» Купили мы Лиде туфли, а расставаться-то не хочется». Они и не расставались. С Натальей Дворжецкий обрел не только любовь, но и дом: с ее помощью он оформил документы и, набрав денег в долг, наконец смог купить квартиру в Москве – до этого известный актер несколько лет жил по знакомым. Обживая квартиру, Владислав планировал собрать в ней всех своих детей, но не успел... В 39 лет актера, который, несмотря на перенесенный инфаркт, продолжал много работать, не стало. Он ушел любимым и счастливым.

СПЕШИЛ ДЕЛАТЬ ДОБРО
Владислав Вацлавович оставил после себя не только замечательные роли, но и... особые талисманы. Именно так относились коллеги-артисты к свитерам и шарфам, которые Дворжецкий искусно вязал и дарил им. Вязать он научился в детстве у мамы. Будучи начинающим актером, подрабатывал вязанием, а потом на всю жизнь сохранил такое хобби – снимал напряжение. Получившиеся вещи щедро раздаривал. «Практичности у него не было ни капли, – вспоминает коллега Дворжецкого по фильму «Бег» Татьяна Ткач. – При этом старался всем помочь. Как-то Владик помог вернуть зрение осветителю. Началось с того, что к Дворжецкому, который на съемочной площадке всё время вязал, подошел молодой парень и бесхитростно сказал: «Как хорошо у вас выходит. Я видел свитер с оленями – такой красивый!» Влад ничего не сказал. А пару месяцев спустя мы с ним пришли к осветителю в гости. Парень жил на окраине Львова в маленьком глиняном домике – бедность ужасная. И Влад вдруг достал из пакета роскошный свитер с оленями и подарил ему. Мы разговорились, и Дворжецкий заметил, что осветитель как-то странно смотрит. «Что у тебя с глазами?» – спросил. Парень рассказал о запущенной болезни. Влад сказал, что у него есть знакомый в институте Федорова, и пообещал договориться о лечении. И осветителя вылечили. Влад был человеком невероятной душевной щедрости!»