Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ТВ-ЮБИЛЕЙ
АЛЕКСАНДР БАЛУЕВ: «В ПРОШЛОЙ ЖИЗНИ Я БЫЛ БУЛЫЖНИКОМ»
E48 04 c 2
E48 04 c 3
E48 04 c 7
E48 04 c 4
E48 04 c 6
E48 04 c 5
«Нос свисает грушей, рта нет – куда ему сниматься?» – сказал на кинопробах один известный режиссер о начинающем актере Александре Балуеве. После театрального вуза Александра не хотели брать на работу ни в «Современник», ни в «Ленком», ни в БДТ, много лет не предлагали ролей в кино. А сегодня Балуев – один из самых популярных российских актеров. В канун его 60-летия, которое Александр Николаевич отметит 6 декабря, мы выяснили, что ему многого в жизни приходилось добиваться вопреки.

МЕЧТАЛ ВОПРЕКИ ПРОВАЛУ
Семья Балуевых была далека от мира кино: папа – военный, мама – инженер. И юный Саша мечтал стать спортсменом или хирургом, на худой конец, экономистом, но никак не актером. Тем более что его первый опыт выступления на публике оказался весьма неприятным. «В наш пионерский лагерь в Анапе должен был приехать какой-то летчик-космонавт. И мне поручили в числе восьмерых пионеров прочитать четверостишие: «Спасибо партии родной, что космонавт наш дорогой приехал к нам...» и т. д., – вспоминает Балуев. – Мне дали его за день до торжественной линейки. Я честно учил. Мне казалось, что выучил, но где-то часа за два до линейки понял, что не помню ни одного слова. Я подошел к вожатой и сказал, что не смогу это сделать. Она тут же дала стихотворение какой-то девочке, которая его очень бодро прочитала. Это была моя первая премьера, которая провалилась по по-о-олной программе. Это я запомнил на всю жизнь». Однако мама Александра очень любила смотреть театральные спектакли и в конце концов приобщила к этому сына. «В выпускном классе в Вахтанговском театре я посмотрел спектакль «Принцесса Турандот», который полностью изменил мои жизненные ориентиры. Я до сих пор помню его до мельчайших подробностей, даже помню, как услышал звук шагов по авансцене, по деревянному покрытию, – признается он. – Тогда я и решил стать актером».

ПОСТУПАЛ ВОПРЕКИ ДОЖДЮ
Первая попытка поступить в театральный оказалась провальной. «В Щукинское училище меня не взяли, хотя я все туры прошел, – вспоминает Балуев. – Там так получалось: как только нужно идти на тур, шел дождина. А я почему-то всё время одевался не по погоде, приходил весь мокрый. Быстренько причесывался, благо, тогда еще было что причесывать. В таком мокром состоянии всё и читал... И на финальном конкурсе меня срезали. Я так расстроился, что уже больше никуда поступать не стал». Александр устроился на киностудию «Мосфильм» и 7 месяцев проработал помощником осветителя: видел, как Людмила Гурченко снималась в фильме «Мама», а Владимир Высоцкий – в «Сказе про то, как царь Петр арапа женил». Параллельно занимался в студии художественного слова при заводе «Станколит» – готовил новую программу для поступления. И на следующий год поступил-таки в Школу-студию МХАТ. При этом молчаливую натуру свою сохранил.
«Я люблю молчать. И в институте молчал – как Герасим из «Му-му». Когда мы делали какие-то отрывки, после них следовало обсуждение. И вот отрывки я играл с удовольствием, а на обсуждение меня было не затащить, – признается актер. – Вообще, молчать – мое любимое состояние. В словах лжи и ненужной информации намного больше, чем в шуме деревьев, пении птиц, хорошей музыке...»

ИГРАЕТ ВОПРЕКИ СТРАХАМ
Глядя на суровое лицо Балуева, трудно поверить, что его терзают страхи и сомнения. Тем не менее, уже будучи широко известным, актер однажды признался, что для него самое страшное – это состояние за 15 минут до выхода на сцену. Как-то раз он едва не сбежал со спектакля! «Как приглашенный артист я играл спектакль «Маскарад» в Новосибирске, – рассказывал эту историю Балуев. – Меня в эту пьесу звали долго. Я был занят и всё время откладывал: «Ребята, вы сделайте спектакль без меня, пришлите мне видеоматериал, я посмотрю и приму решение». Они всё сделали, прислали мне диск и говорят: «У нас продаются билеты. Через десять дней премьера, с вами». Я за четыре дня до премьеры приехал в Новосибирск. Текст знал плохо, только видео спектакля два-три раза посмотрел. Был стресс. В последнюю ночь у меня даже возникли мысли сбежать. Первые строчки роли – мой герой говорит: «Ну что, уж ты не мечешь? А, Казарин?» Накануне премьеры решил текст повторить и вспоминаю: «Не мечешь? А...» И не могу вспомнить: Гальперин? Кирсанов? Куртасов? Не помню текста, даже начало! Тут и подумал: может, сбежать? Добраться до аэропорта – и на первый рейс. Пусть будет позор. Но я переборол себя». А потом Александр Николаевич вообще пошел на смелый эксперимент: в мюзикле «Территория страсти», который стал его режиссерским дебютом, актер впервые запел, причем исполняя главную роль – рокового героя-любовника. После этого Балуеву даже поступило несколько предложений о создании музыкального альбома.

ОТКАЗАЛ ГОЛЛИВУДУ ВОПРЕКИ ВОЗМОЖНОСТЯМ
Первую главную роль в кино, точнее, роли братьев-близнецов, в фильме Кайдановского «Жена керосинщика» Александру удалось получить только через 8 лет после окончания Школы-студии. Потом было множество призов за фильм «Мусульманин». А затем Балуева пригласили сниматься в Голливуд: в боевике «Миротворец» с Джорджем Клуни у него одна из главных ролей. Но работа на фабрике грез Александра не впечатлила. «У меня на тумбочке лежал обратный билет, и, просыпаясь утром, перед выездом на съемку я обязательно смотрел число, когда уеду, – вспоминает актер. – Что такое «идеологический враг», я там почувствовал на собственной шкуре. Враг – не я лично, Саша Балуев. Ко мне там очень хорошо относились. А вот мой герой генерал Кодоров являлся безапелляционно отрицательной, враждебной фигурой. Настолько плоской, что я был потрясен. Генерал, по сюжету, продавал боеголовки каким-то балканским странам во время войны и зарабатывал на этом. Для съемок пригнали массовку – длинную вереницу беженцев, которые спасаются от бомбежек. А мы едем на грузовике с этими бомбами. И мой подчиненный спрашивает: «Товарищ генерал, а за что ты так ненавидишь этих людей?» У меня в сценарии был написан ответ: «Потому что они бедные». Я это прочитал, говорю: «Я не умею так играть. Ненавидеть людей за то, что они бедные, – да он больной какой-то, мой герой. Может, я скажу, что ненавижу их, потому что они стадо? Поскольку их ведут на бойню, как стадо». Предложил эту поправку режиссеру. Она сказала: «Хорошо, мы попробуем». Послали сценаристам в Нью-Йорк письмо с вопросом: можно этот персонаж скажет другое слово? Судя по всему, там собрали целый консилиум сценаристов. Они ответили: категорически нет». Пришлось Балуеву произнести эту фразу. Но когда несколько лет назад его снова пригласили в Голливуд, актер предпочел сыграть в фильме Веры Глаголевой «Две женщины». «Я вообще люблю сниматься в нашей стране больше, чем за границей. А мировая известность мне в мои годы уже не светит. И не нужна она мне, в общем», – говорит он.

ЖЕНИЛСЯ ВОПРЕКИ РАССТОЯНИЮ
Свою большую любовь Александр встретил в 33 года. Он тогда снимался в главной роли в картине «Ричард Львиное Сердце» в курортном Коктебеле. И однажды на набережной увидел женщину, которая показалась ему совершенно необыкновенной. Полька Мария Урбановская, журналист и психолог, отдыхала в Коктебеле с двумя детьми. Балуев признавался, что чувства такой силы он не испытывал раньше ни к одной женщине. Его не остановило ни наличие у Марии мужа, ни ее нежелание оставлять родную Польшу. Влюбленные создали семью на две страны, и Александр не считал это проблемой. «У меня есть один дом в Варшаве, второй – под Москвой. Какое-то время мы живем вместе, какое-то – врозь: я еду на съемки, она – по своим делам. Нас разделяет всего 1300 километров – это не так много, всего ночь езды. А самолетом – так вообще два часа. Два любящих человека с такими трудностями справятся», – говорил он. В 2003 году у супругов родилась долгожданная дочь Мария-Анна. Балуев был на седьмом небе от счастья – он мечтал именно о девочке. Но еще через 10 лет брак распался. Сейчас Маша живет с мамой в Польше, а Александр старается навещать дочь как можно чаще.

КАТАЕТСЯ ВОПРЕКИ РИСКУ
Лучший отдых для Балуева – побыть одному в тишине своего подмосковного дома, побродить вокруг с собакой, почистить дорожки от листьев или снега. А если время позволяет, он выбирается кататься на горных лыжах, которые обожает с детства, несмотря на рискованность этого занятия. «Лет в тринадцать я катался в Крылатском – тогда это было единственное место в Москве, где можно было ездить на горных лыжах, – вспоминает актер. – Пошел на подъемник, поднялся, еще метров 150–200 надо было пройти пешком. Я повернулся, и единственное, что успел увидеть, – лицо какого-то лыжника, который летел навстречу и просто меня снес. У него, видимо, не получилось вписаться в поворот. Потом, помню, лежу я на этой горке и не дышу. Оказалось, что он ударил меня в солнечное сплетение и у меня перехватило дыхание. Чуть посильнее – наверное, мне пришел бы конец... Но кататься люблю до сих пор. Очень нравятся такие места, как Красная Поляна, Закопане, горные районы Швейцарии. Так они завораживают, что понимаю: если я и был кем-то в прошлой жизни, то, видимо, булыжником с этих скал».